Последние темы
Похожие темы
+5
Королева Анна
Королева Татиана
Королева Марина
Admin
Великая Герцогиня Датская
Участников: 9
Полезные книги от форумчан
Великая Герцогиня Датская- Канцлер Империи Севера
Председатель Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права
Ректор Императорского Университета - Награды :
Сообщения : 28218
Репутация : 9977
Дата регистрации : 2009-06-14
Возраст : 114
- Сообщение 251
Re: Полезные книги от форумчан
Королева Марина- Член Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права - Награды :
Сообщения : 26995
Репутация : 13396
Дата регистрации : 2011-01-09
- Сообщение 252
Re: Полезные книги от форумчан
Благодарю Вас, Ваше Высочество Герцогиня Датская
Гость- Гость
- Сообщение 253
Re: Полезные книги от форумчан
Поскольку тема о развитии сексуальности, предложенная камер-юнгферой Марией, все продолжается, а то, что я пыталась донести, очевидно, оказалось не очень понятым, я хотела бы проиллюстрировать сказанное мною цитатами из А.С.Пушкина.
Сразу должна оговориться. В последнее время я наблюдаю некоторый искусственный интерес вокруг имени великого поэта. Мне кажется, я поняла, в чем тут дело. И хочу сказать, что все то, что я говорила и говорю о Пушкине, к этим играм не имеет никакого отношения.
Итак, об Александре Сергеевиче и его жене Наталье Николаевне.
Лет с 15-16 я была влюблена в ее образ, переданный на портрете художником А.Брюлловым. У меня даже была вырезана из журнала картинка, которую я хранила. Имея длинные волосы, я и убирала их высоко, конечно, не так причудливо, как это делали аристократки былого и как это показано у Натали, и тем не менее . И даже удлиненные сережки-капельки из горного хрусталя я носила в некоторое подражание тому образу. Не скажу, что я что-то копировала – нет, я никогда никого копировала, но то, что мне нравилось, старалась брать для себя. Брать то, что подчеркивает в женщине женственность.
Чуть позже я впервые прочла стихотворение поэта, посвященное своей любимой жене "Нет, я не дорожу...". Стихотворение хорошо известное. Оно достаточно интимное, поэтому, наверное, я не буду помещать его здесь, а просто дам ссылку. Это стихотворение стало для меня еще одним штрихом к образу Натали. Не трудно заметить, что ни о какой спец.сексуальности и речи здесь не идет, скорее, наоборот, имеет место сдержанность, и даже некоторая холодность. Но как относится к этому поэт, достаточно опытный в отношениях с женщинами? Из стихотворения это хорошо видно.
Ссылка
А вот письмо, тоже довольно интересное, хорошо отображающее взгляды А.С.Пушкина на то, какой должна быть женщина, точнее, какой она быть не должна.
В ту пору Натали уже вошла в среду так называемого высшего света, московского света, с его далеко не безупречными нравами. Будучи молодой и красивой, и находясь в атмосфере восхищения, она стала слегка подпадать под его не самое нравственное влияние. Относительно чего муж, роль которого заключается и в том также, чтобы направлять жену, не преминул ее достаточно открыто предупредить.
А.С Пушкин - Н.Н.Пушкиной
30 октября 1833 г. Из Болдина в Петербург
"Вчера получил я, мой друг, два от тебя письма. Спасибо; но я хочу немножко тебя пожурить. Ты, кажется, не путем искокетничалась. Смотри: недаром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. В нем толку мало. Ты радуешься, что за тобою, как за сучкой, бегают кобели, подняв хвост трубочкой и понюхивая < >; есть чему радоваться! Не только тебе, но и Парасковье Петровне легко за собою приучить бегать холостых шаромыжников; стоит разгласить, что-де я большая охотница. Вот вся тайна кокетства. Было бы корыто, а свиньи будут. К чему тебе принимать мужчин, которые за тобою ухаживают? не знаешь, на кого нападешь. Прочти басню А. Измайлова о Фоме и Кузьме.
Фома накормил Кузьму икрой и селедкой. Кузьма стал просить пить, а Фома не дал. Кузьма и прибил Фому как каналью. Из этого поэт выводит следующее нравоучение: красавицы! не кормите селедкой, если не хотите пить давать; не то можете наскочить на Кузьму. Видишь ли?
Прошу, чтоб у меня не было этих академических завтраков. Теперь, мой ангел, целую тебя как ни в чем не бывало; и благодарю за то, что ты подробно и откровенно описываешь мне свою беспутную жизнь. Гуляй, женка; только не загуливайся и меня не забывай...
Да, ангел мой, пожалуйста не кокетничай. Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжкое не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю все, что пахнет московской барышнею, все, что не comme il faut, всё, что vulgar... Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя."
Гость- Гость
- Сообщение 254
Re: Полезные книги от форумчан
Ну это же еще и игра такая.. Она ему написала, чтоб тот приревновал. Он и ответил ей так.
Гость- Гость
- Сообщение 255
Re: Полезные книги от форумчан
Герцог Арльский пишет:Ну это же еще и игра такая.. Она ему написала, чтоб тот приревновал. Он и ответил ей так.
Ваше Высочество Герцог Арльский,
Далеко не все женщины играют. Далеко не все.
Пушкин не ревновал свою жену совершенно. Он ей полностью доверял. Он знал ее чистоту, и знал, что она не может сделать ничего дурного. И Натали была об этом прекрасно осведомлена. Ее письма, к сожалению, не сохранились, но из ответа Пушкина ясно, что она не цепляла его, а он не ревновал.
Пушкин знал свет. Потому и предупредил.
И к слову. Мой Вам искренний совет – не ведитесь на играющих на чувствах женщин. Как правило, с гнильцой они.
Королева Анна- Министр Двора
Доктор Королевского Права
Верховный судья Империи - Награды :
Сообщения : 16987
Репутация : 8588
Дата регистрации : 2014-09-16
- Сообщение 256
Re: Полезные книги от форумчан
Девять книг об аристократии
Мне попалась статья, в которой рекомендуются книги об аристократии. Возможно, кому-то пригодится этот список.
Томас Мэлори «Смерть Артура»
Куртуазные манеры и нормы рыцарской чести должны были восхищать публику, вызывать желание подражать высочайшим стандартам рыцарства в мире, потерявшем ориентиры. У Мэлори получилось. Вот уже больше пяти сотен лет его книга – это основное пособие по тому, как быть рыцарем.
Лев Толстой «Война и Мир»
Русская аристократия «Войны и мира» – это аристократия общества, стремительно переходящего в эпоху национальных государств. Когда от «аристократии» вообще Европа перешла к русской, французской, английской аристократиям.
Марсель Пруст «В поисках утраченного времени»
«Поиски…» и в первую очередь их третья часть, «У Германтов», это одно из самых тонких описаний нравов высшего общества конца XIX века.
Ивлин Во «Возвращение в Брайдсхед»
Высшее общество Англии после Первой мировой войны, сломившей прежние социальные порядки.
Нэнси Митфорд «Noblesse Oblige» и Ричард Бакл «U and Non-U Revisited»
Дэвид Брукс «Бобо в раю»
Carol Wallace «To Marry an English Lord»
Николай Врангель «Старые усадьбы»
Уильям Дойл «Aristocracy: A Very Short Introduction»
https://www.loyalroyal.me/pishha-dlya-uma-devyat-knig-ob-aristokratii-ot-vadima-veterkova/
Великая Герцогиня Датская- Канцлер Империи Севера
Председатель Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права
Ректор Императорского Университета - Награды :
Сообщения : 28218
Репутация : 9977
Дата регистрации : 2009-06-14
Возраст : 114
- Сообщение 257
Re: Полезные книги от форумчан
Десятым номером ))
добавлю к списку, предложенному принцессой Росс приятную и полезную книгу, которая вся пропитана хорошим здоровым духом истинной русской дворянской среды. Книга написана свояченицей (сестрой жены) Льва Толстого Татьяной Кузьминской. Она очень легко читается, и дает представление о жизни, досуге, проблемах, "простых" российских аристократов. Прекрасный русский язык хорошо воспитанного и образованного человека.
В книге много "про любовь", эпизоды из детства и отрочества автора написаны живо и интересно. Вы поймете почему многие считают Татьяну Кузьминскую прототипом Наташи Ростовой, увидите Льва Толстого "изнутри", глазами члена его семьи и может быть, в чем-то измените к нему отношение, а кроме того, книга открывается историческим экскурсом, рассказом о предках автора
(а это, поверьте, были весьма интересные, умные и сильные духом люди с необычными судьбами.)
Я уже давала ссылку на эту книгу, кажется, в теме "Аристократизм",
помещаю ее и сюда.
Королева Марина- Член Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права - Награды :
Сообщения : 26995
Репутация : 13396
Дата регистрации : 2011-01-09
- Сообщение 258
Re: Полезные книги от форумчан
Благодарю Вас, Ваши Высочества!!!
Ваше Высочество, Герцогиня Датская, по Вашему мнению, с какого возраста можно читать предложенную Вами книгу? Спрашиваю, потому что чтение для себя, к сожалению непозволительная роскошь по времени, очень надеюсь что пока, а на ночь дочери - это святое.
Ваше Высочество, Герцогиня Датская, по Вашему мнению, с какого возраста можно читать предложенную Вами книгу? Спрашиваю, потому что чтение для себя, к сожалению непозволительная роскошь по времени, очень надеюсь что пока, а на ночь дочери - это святое.
Великая Герцогиня Датская- Канцлер Империи Севера
Председатель Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права
Ректор Императорского Университета - Награды :
Сообщения : 28218
Репутация : 9977
Дата регистрации : 2009-06-14
Возраст : 114
- Сообщение 259
Re: Полезные книги от форумчан
Ваше Высочество, книга в очень достойном духе написана, но она довольно "большая",
там простым языком говорится о глубоких вещах или о взрослых отношениях.
Например, прадед Татьяны Кузьминской был фаворитом Екатерины. Это не занимает много места, но упоминается как факт, и т.д.
Но много и детских эпизодов, шалостей, детских радостей и проблем, опять-таки, влюбленностей как у Наташи Ростовой.
Вы просмотрите несколько страничек и поймете сами, насколько книга подходит для такого чтения.
А мне бы очень хотелось, чтобы у вас была возможность ее прочесть, она настолько же приятна для чтения, насколько информативна и полезна для изучения темы аристократизма.
Королева Марина- Член Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права - Награды :
Сообщения : 26995
Репутация : 13396
Дата регистрации : 2011-01-09
- Сообщение 260
Re: Полезные книги от форумчан
Благодарю Вас, Ваше Высочество!
Будем читать!
Я ей в 3 года Зощенко читала Лелю и Миньку и она все понимала, а со временем просила перечитать. Может сравнение и не совсем корректное, но Зощенко своеобразен, а в 3 года мне, как маме, можно было бы и не читать такого, а выбирать полегче, но ничего,"переварила" княжна.
Будем читать!
Я ей в 3 года Зощенко читала Лелю и Миньку и она все понимала, а со временем просила перечитать. Может сравнение и не совсем корректное, но Зощенко своеобразен, а в 3 года мне, как маме, можно было бы и не читать такого, а выбирать полегче, но ничего,"переварила" княжна.
Великая Герцогиня Датская- Канцлер Империи Севера
Председатель Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права
Ректор Императорского Университета - Награды :
Сообщения : 28218
Репутация : 9977
Дата регистрации : 2009-06-14
Возраст : 114
- Сообщение 261
Re: Полезные книги от форумчан
Великая Княгиня Донецкая пишет:Благодарю Вас, Ваше Высочество!
Будем читать!
Я ей в 3 года Зощенко читала Лелю и Миньку и она все понимала, а со временем просила перечитать. Может сравнение и не совсем корректное, но Зощенко своеобразен, а в 3 года мне, как маме, можно было бы и не читать такого, а выбирать полегче, но ничего,"переварила" княжна.
Приятного чтения) Это хорошая книга.
Королева Анна- Министр Двора
Доктор Королевского Права
Верховный судья Империи - Награды :
Сообщения : 16987
Репутация : 8588
Дата регистрации : 2014-09-16
- Сообщение 262
Re: Полезные книги от форумчан
Герцогиня Датская пишет:
Десятым номером ))
Как мы с Вами в команде сработали...))
Королева Татиана- Королева Татиана
Член Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права
Зав.кафедрой Воспитания и обучения юных аристократов - Награды :
Сообщения : 15358
Репутация : 9203
Дата регистрации : 2012-04-30
- Сообщение 263
Re: Полезные книги от форумчан
Благодарю Вас,Ваши Высочества, будем читать)
Гость- Гость
- Сообщение 264
Re: Полезные книги от форумчан
Метрополитен-музей выложил в свободный доступ 50 000 книг и каталогов по искусству
"Изучать сокровищницы Метрополитен-музея можно, не выходя из дома. В свободный доступ выложили тысячи книг – всего 50 000 наименований, – объединённых в отдельные каталоги.
Метроплитен-музей – один из крупнейших и четвёртый по посещаемости художественный музей мира. Для ознакомления с его постоянными коллекциями потребуется далеко не одно посещение. К счастью, изучать многие его собрания и каталоги сотен прошлых выставок можно онлайн, без туристической суеты, посетив ресурс Цифровые коллекции из библиотек Метрополитен-музея. Среди экспонатов различные фотоальбомы, японские иллюстрированные книги, коллекции из архивов монастырей и многое другое.
Одна из оцифрованных коллекций называется «Редкие книги, изданные в имперской и ранней советской России». В ней содержатся раритетные издания из библиотеки Томаса Дж. Уотсона, которые публиковались преимущественно в России или Украине в XIX или начале ХХ века, альбомы из библиотеки императора Александра III, фотографии древнерусских церквей и монастырей, монументальные исследования русской живописи XV-XVIII веков, миниатюрная живопись, изображения оружия и доспехов. Большинство экспонатов связаны с искусством, созданным в России, но есть в этом собрании также каталоги европейского и древнего искусства."
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/news/post/35734-metropolitenmuzej-vylozhil-v-svobodnyj-dostup-50-000-knig-i-katalogov-po-iskusstvu?utm_source=subscription&utm_medium=email&utm_campaign=topweek0622_jun_2018&utm_content=default&usid=374962849
"Изучать сокровищницы Метрополитен-музея можно, не выходя из дома. В свободный доступ выложили тысячи книг – всего 50 000 наименований, – объединённых в отдельные каталоги.
Метроплитен-музей – один из крупнейших и четвёртый по посещаемости художественный музей мира. Для ознакомления с его постоянными коллекциями потребуется далеко не одно посещение. К счастью, изучать многие его собрания и каталоги сотен прошлых выставок можно онлайн, без туристической суеты, посетив ресурс Цифровые коллекции из библиотек Метрополитен-музея. Среди экспонатов различные фотоальбомы, японские иллюстрированные книги, коллекции из архивов монастырей и многое другое.
Одна из оцифрованных коллекций называется «Редкие книги, изданные в имперской и ранней советской России». В ней содержатся раритетные издания из библиотеки Томаса Дж. Уотсона, которые публиковались преимущественно в России или Украине в XIX или начале ХХ века, альбомы из библиотеки императора Александра III, фотографии древнерусских церквей и монастырей, монументальные исследования русской живописи XV-XVIII веков, миниатюрная живопись, изображения оружия и доспехов. Большинство экспонатов связаны с искусством, созданным в России, но есть в этом собрании также каталоги европейского и древнего искусства."
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/news/post/35734-metropolitenmuzej-vylozhil-v-svobodnyj-dostup-50-000-knig-i-katalogov-po-iskusstvu?utm_source=subscription&utm_medium=email&utm_campaign=topweek0622_jun_2018&utm_content=default&usid=374962849
Великая Герцогиня Датская- Канцлер Империи Севера
Председатель Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права
Ректор Императорского Университета - Награды :
Сообщения : 28218
Репутация : 9977
Дата регистрации : 2009-06-14
Возраст : 114
- Сообщение 265
Re: Полезные книги от форумчан
Королева Марина- Член Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права - Награды :
Сообщения : 26995
Репутация : 13396
Дата регистрации : 2011-01-09
- Сообщение 266
Re: Полезные книги от форумчан
- Логос-медитация древней Церкви: Умное делание:
Королева Марина- Член Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права - Награды :
Сообщения : 26995
Репутация : 13396
Дата регистрации : 2011-01-09
- Сообщение 267
Re: Полезные книги от форумчан
- Кто из богатых спасется:
Великая Герцогиня Датская- Канцлер Империи Севера
Председатель Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права
Ректор Императорского Университета - Награды :
Сообщения : 28218
Репутация : 9977
Дата регистрации : 2009-06-14
Возраст : 114
- Сообщение 268
Re: Полезные книги от форумчан
*( 8 февраля - день дуэли Пушкина.)
Гость- Гость
- Сообщение 269
Re: Полезные книги от форумчан
Господа Аристократы!
Хочу поделиться с Вами замечательными православными сказками. Сегодня закончил детям сборник читать. Они в восторге и я. Получили такое наслаждение. Сын сидел с "открытым ртом" и единственный вопрос, который был пока читали книгу на протяжении недели, когда будем дальше читать. Сегодня закончили днем, дочка до вечера бегала и говорила спасибо за сказки...
Купили случайно в монастыре. Просто незнакомая женщина сказала купите детям не пожалеете, я восторге и муж в восторге. Ну и купили...
Не буду больше томить, автор Илья Литвак "Дорога в небеса" (Сказки о тридевятом царстве). Мы прочитали: "Иван-богатырь и царство обмана"
"Чудесное путешествие"
"Мальчик Никита и золотой змей"
Удивительно добрые, умные, познавательные сказки о том, что сейчас происходит в мире, как зло выдают за добро и добро за зло. У нас сейчас очередь на книгу из друзей. Я лично получил такое удовольствие, знаете, когда душа раскрывается...
Вот ссылка, можно скачать http://www.fairytales.narod.ru/books.html
аудио книга https://audioknigi.club/ilya-litvak-skazki-o-tridevyatom-carstve
Гость- Гость
- Сообщение 270
Re: Полезные книги от форумчан
Барон Фельд фон Аш пишет:Господа Аристократы!
Хочу поделиться с Вами замечательными православными сказками. Сегодня закончил детям сборник читать. Они в восторге и я. Получили такое наслаждение. Сын сидел с "открытым ртом" и единственный вопрос, который был пока читали книгу на протяжении недели, когда будем дальше читать. Сегодня закончили днем, дочка до вечера бегала и говорила спасибо за сказки...
Купили случайно в монастыре. Просто незнакомая женщина сказала купите детям не пожалеете, я восторге и муж в восторге. Ну и купили...
Не буду больше томить, автор Илья Литвак "Дорога в небеса" (Сказки о тридевятом царстве). Мы прочитали: "Иван-богатырь и царство обмана"
"Чудесное путешествие"
"Мальчик Никита и золотой змей"
Удивительно добрые, умные, познавательные сказки о том, что сейчас происходит в мире, как зло выдают за добро и добро за зло. У нас сейчас очередь на книгу из друзей. Я лично получил такое удовольствие, знаете, когда душа раскрывается...
Вот ссылка, можно скачать http://www.fairytales.narod.ru/books.html
аудио книга https://audioknigi.club/ilya-litvak-skazki-o-tridevyatom-carstve
Те, кто живет в Украине (взрослые) вообще будут удивлены какие смыслы заложены в эти сказки... (но это для взрослых)
Королева Анна- Министр Двора
Доктор Королевского Права
Верховный судья Империи - Награды :
Сообщения : 16987
Репутация : 8588
Дата регистрации : 2014-09-16
- Сообщение 271
Re: Полезные книги от форумчан
Спасибо, Ваша Милость, прекрасная и полезная информация!
Я недавно тоже узнала, что в книжных онлайн магазинах наших монастырей продаются детские христианские сказки. На английском языке.
Я недавно тоже узнала, что в книжных онлайн магазинах наших монастырей продаются детские христианские сказки. На английском языке.
Королева Татиана- Королева Татиана
Член Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права
Зав.кафедрой Воспитания и обучения юных аристократов - Награды :
Сообщения : 15358
Репутация : 9203
Дата регистрации : 2012-04-30
- Сообщение 272
Re: Полезные книги от форумчан
Благодарю Вас, Ваша Милость барон Фельд фон Аш !
Королева Марина- Член Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права - Награды :
Сообщения : 26995
Репутация : 13396
Дата регистрации : 2011-01-09
- Сообщение 273
Re: Полезные книги от форумчан
Примите и от меня благодарность, Ваша Милость барон Фельд фон Аш!
Меня более всего удивило то, что Вы сами читаете деткам, это большая редкость, Ваша Милость. Уверена, что и Ваша жена, и дети ценят такое внимание и заботу.
Обязательно приобрету сказки в ближайшее время. Мы все, что было детское и подростковое в доме уже перечитали. Из библиотеки берем иногда книги.
Несколько месяцев назад приобрела книгу, которую советовала Их Королевское Высочество Герцогиня Датская "Моя жизнь дома и в Ясной Поляне", но нам пока не пошла, княжне книга показалась скучной и мы до времени отложили.
Меня более всего удивило то, что Вы сами читаете деткам, это большая редкость, Ваша Милость. Уверена, что и Ваша жена, и дети ценят такое внимание и заботу.
Обязательно приобрету сказки в ближайшее время. Мы все, что было детское и подростковое в доме уже перечитали. Из библиотеки берем иногда книги.
Несколько месяцев назад приобрела книгу, которую советовала Их Королевское Высочество Герцогиня Датская "Моя жизнь дома и в Ясной Поляне", но нам пока не пошла, княжне книга показалась скучной и мы до времени отложили.
Королева Марина- Член Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права - Награды :
Сообщения : 26995
Репутация : 13396
Дата регистрации : 2011-01-09
- Сообщение 274
Re: Полезные книги от форумчан
"Боевой гимн матери-тигрицы" Эми Чуа.
http://loveread.ec/read_book.php?id=47843&p=1
http://loveread.ec/read_book.php?id=47843&p=1
Королева Марина- Член Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права - Награды :
Сообщения : 26995
Репутация : 13396
Дата регистрации : 2011-01-09
- Сообщение 275
Re: Полезные книги от форумчан
https://isihast-king.forum2x2.ru/t244p125-topic#98025Барон Фельд фон Аш пишет:Рудольф фон-Остен – Крейцмарг - христианская йога
Крейцмарг – мистическое течение в христианстве, сочетающее традиционный западно-христианский мистицизм с некоторыми элементами исихазма, и йоги. Крейцмарг, как религиозно-мистическая система, возник в начале девятнадцатого века в рамках франкмасонства, но впоследствии крейцмаргеры (сторонники крейцмарга) порвали всякие связи с масонством, заняв, по отношению к нему, резко отрицательную позицию. Братство Крейцмаргеров (или Рейнское Братство), просуществовало до начала Первой Мировой войны и в дальнейшем было почти полностью забыто. Однако отдельные небольшие группы крейцмаргеров продолжают существовать еще и сейчас. Современный крейцмарг не имеет к.л. организационной структуры, должностных лиц и фиксированного членства, в нем отсутствует также установка на авторитет наставника. Единственным же правомерным руководством по крейцмаргу, всеми, без исключения, современными последователями этой системы, признается предлагаемая ниже книга.
Эта книга была написана в 1977 году, девяностодвухлетним Рудольфом фон-Остеном – последним, из оставшихся в живых, мастером Рейнского Братства. Будучи кратким практическим руководством по системе крейцмарг, она не ставит своей целью охватить все философско-теологические аспекты учения крейцмаргеров. Ее цель – дать, в максимально краткой и сжатой форме, описание ежедневных духовных упражнений крейцмарга, которые можно применять индивидуально, не подвергая себя при этом опасности и не выходя за пределы установленные церковью. Эти упражнения представляют собой комплексную систему духовного и физического развития личности, систему, в которой христианская молитва и изучение Библии сочетаются с отдельными приемами индо-буддийской медитативной практики и некоторыми упражнениями хатха-йоги. Заниматься по этой системе может каждый христианин, не зависимо от его конфессиональной принадлежности.
Книга Р. фон-Остена не лишена некоторых недостатков, прежде всего, оставляет желать лучшего форма изложения. И все же, несмотря на определенные недостатки, “Крейцмарг” является одним из лучших руководств по йоге и медитации, составленных специально для христиан. Кроме того, эта книга представляет собой, своего рода, завещание последнего законного мастера (магистра) Рейнского Братства и для современных последователей крейцмарга имеет примерно то же значение, которое в монашеском ордене имеет устав. По этому, хотя перепечатка и распространение этой книги ничем не ограничены, крайне недопустимо вносить в нее к.л. дополнения, или изменения. Приводимые в “Крейцмарге”, описания упражнений хатха-йоги даны по книге Мазумдара “Уроки йоги”. В приложении дается полный текст Бхагавадгиты, которую крейцмаргеры рассматривают в качестве основополагающей книги по философии йоги.
Книга обращена к тем верующим христианам, которые, не удовлетворяясь поверхностным рациональным восприятием религии, стремятся в молитве и созерцании глубже погрузиться в непосредственное внутреннее общение с Богом.
Пастор С. Сейфер
Глава первая
ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ
1.Крейцмарг-система
Медитация – это форма углубленной молитвы, в процессе которой восстанавливается утраченное единство между индивидуальной душой и Мировым Духом, или Богом. Конечной целью медитации, является достижение состояния просветления, т.е. такого состояния, в котором человеческий дух осознает свою подлинную, божественную природу, утраченную им вследствие грехопадения. Библия называет такое состояние “крещение Святым Духом”. В апостольские времена, крещение Духом достигалось во время коллективных экстатических молений в собрании верующих и сопровождалось пророчествами, говорением иными языками и другими проявлениями харизматических даров. Впоследствии церковь вынуждена была оставить подобную практику, которая становилась небезопасной, по причине некоторого снижения общего духовного уровня в христианских общинах. Однако в дальнейшем, на христианском востоке, святые подвижники древней церкви, стали практиковать несколько иной путь обретения Духа Святого, основанный уже не на коллективном молитвенном экстазе, а на индивидуальном упражнении верующего в особой форме углубленной молитвы. Этот путь получил название - исихазм, от греческого исихия (покой, безмолвие, отрешенность). Типологически, методы исихазма близки к медитативным упражнениям индийских йогов, включая такие элементы, как поза (близкая позе лотоса), особая техника дыхания, концентрация внимания на определенных участках тела (в области сердца, или в области пупка), многократное повторение на четках краткой молитвы. Практика исихазма не получила широкого распространения в западной Европе, угасла она со временем и на востоке. Официальная церковь, как на востоке, так и на западе, весьма настороженно относилась к исихазму, усматривая в индивидуальном пути верующего к Богу, угрозу для своей власти над паствой. Это привело к тому, что практические методы и приемы раннего исихазма были почти полностью утрачены.
В начале девятнадцатого века практику исихазма попыталась возродить небольшая группа германских мистиков, называвших себя крейцмаргерами, свое учение крейцмаргеры называли “крейцмарг”. Общество крейцмаргеров (Рейнское Братство) первоначально возникло в рамках франкмасонства, но в дальнейшем порвало связи с масонскими организациями и отказалось от масонской символики и обрядов. Заметив принципиальное сходство между духовными упражнениями исихазма и системами медитации индуистско-буддийсккой традиции, крейцмаргеры предприняли попытку восстановить утраченные звенья, сочетая методы исихазма с некоторыми элементами этих систем. Однако, несмотря на определенную связь между исихазмом и крейцмаргом, эти системы, ни в коем случае нельзя полностью отождествлять. Крейцмарг является самостоятельной системой, сочетающей элементы различных духовных практик. Сами крейцмаргеры утверждали, что их учение восходит к некоему тайному монашескому ордену, возникшему в шестнадцатом веке среди индийских христиан, но это, как впрочем, и все, что крейцмаргеры рассказывали об истории возникновения своей организации, является всего лишь легендой. И все же, несмотря на недостоверность историй связанных с возникновением Рейнского Братства, крейцмарг, по моему мнению, является наилучшей из общедоступных медитативных практик. Христианство, в котором окончательно утвердилось рационально-схоластическое мировоззрение, нуждается в возрождении мистицизма, в противном случае, утратив свое духовное основание, оно просто перестанет существовать. И я уверен, что именно крейцмарг, несмотря на его откровенно синкретический характер, мог бы сыграть значительную роль в деле возрождения христианской веры в современном обществе.
В настоящее время крейцмарг практически никому не известен. И для того, чтобы сохранить его от окончательного забвения я, как последний представитель Рейнского Братства, имеющий высокую степень посвящения, предпринял попытку дать краткое, но по возможности исчерпывающее, описание основ учения крейцмаргеров, в той форме, в которой я сам воспринял его от своих учителей. Свое описание духовных упражнений крейцмарга я начну с самого главного – описания техники медитации.
2.Основные позы
От положения тела во время духовных упражнений во многом зависит состояние сознания, по этому начинать упражнения по медитации необходимо с освоения правильной позы. Наилучшей позой, способствующей концентрации внимания, в большинстве восточных медитативных систем считается Падмасана – поза лотоса, в этой позе обычно изображают сидящего Будду. Эта поза выполняется на жесткой опоре, как правило, на полу, на простеленном коврике или циновке. Однако некоторые мастера йоги, для облегчения правильного выполнения Падмасаны, рекомендуют подкладывать под себя подушку. В крейцмарге подушка используется во время медитации, а также при выполнении пранаям, но при выполнении асан, основу которых составляет Падмасана (напр. Йога-Мудра, Матсиасана), использование подушки не допускается. Подушка не должна быть очень высокой, толщина ее обычно составляет около пяти сантиметров. Подкладывается подушка только под ягодицы, ноги должны лежать на коврике, простеленном на полу.
Для того чтобы принять Падмасану, нужно, согнуть левую ногу в колене и положить ее поверх правого бедра так, чтобы пятка оказалась прижатой к нижней части живота, согнув правую ногу в колене, положить ее, подобным же образом, поверх левой ноги. Допускается выполнение Падмасаны и в другую сторону (левая нога кладется поверх правой). Обе пятки должны упираться в нижнюю часть живота, колени прижаты к полу, плечи расправлены и опущены вниз, но не напряжены. Если руки не заняты перебиранием четок, ладони нужно расположить на коленях. Все мышцы, не участвующие в удержании позы, включая мышцы лица, обязательно должны быть расслабленны. Глаза, при выполнении медитации, желательно закрыть, однако это может привести к тому, что человек просто заснет. По этому, люди имеющие склонность к сонливости, должны сидеть с полуоткрытыми глазами, направив взгляд в точку, находящуюся на расстоянии, примерно, одного метра от себя, но, не фиксируя на ней внимание, а смотря как бы сквозь нее. При выполнении Падмасаны, особо важное значение имеет положение позвоночника. Позвоночник следует держать абсолютно ровно, стараясь, чтобы голова, грудная клетка и таз находились на одной вертикальной линии. Подбородок можно чуть опустить вниз, однако выдвигать его вперед крайне недопустимо. Очень важно избегать перекоса позвоночника в стороны. Если во время выполнения Падмасаны возникают к.л. неприятные ощущения, следует попытаться немного изменить позу, напр. напрячь, или расслабить, ту или иную, группу мышц, изменить положение позвоночника и т.д. Люди отличаются друг от друга по своему физическому строению, по этому не существует универсальных, общих для всех, правил выполнения Падмасаны, необходимо экспериментировать, подбирая для себя свой собственный вариант правильной позы. Критерием правильности выполнения позы является ее удобство и возможность оставаться в ней в течение длительного времени. Но при этом не следует забывать о необходимости держать позвоночник прямо, за этим нужно постоянно следить во время занятий и, в случае обнаружения неправильности, сразу же устранять ошибку.
Тем, кому трудно дается Падмасана, не следует пытаться выполнять ее через силу, в этом случае рекомендуется использовать упрощенный вариант называемый Сидхасана. Выполняется он так же, как и Падмасана, левая нога кладется на правое бедро, однако правая нога кладется не поверх левого бедра, а на пол, под него. Пятка касается нижней части таза, но не должна быть прижата бедром. Допускается выполнение Сидхасаны, как с правой, так и с левой ногой. Таким образом, Сидхасана представляет собой ту же позу лотоса, только выполненную наполовину. Для того, чтобы несколько упростить позу Сидхасана и избежать перекоса позвоночника в сторону, ногу, которая оказывается сверху, можно положить подъемом не на бедро, как при выполнении Падмасаны, а на голень другой ноги, лишь касаясь внутренней поверхности бедра краем ступни. Эта поза, несмотря на ее, несколько меньшую эффективность по сравнению с Падмасаной, является наиболее часто применяемой позой для медитации. Именно ее можно порекомендовать начинающим. В дальнейшем, после уверенного освоения Сидхасаны, переход к полной позе лотоса будет не трудным. Те же, кому и Сидхасана дается с трудом, могут, первое время, просто сидеть во время медитации на полу, скрестив ноги “по-турецки”, такая поза использовалась для духовных упражнений монахами-исихастами, которые называли ее “позой кучера”.
Хотя Падмасана, или ее упрощенные варианты, является важнейшим элементом медитативной практики, в некоторых случаях, напр., при тяжелой болезни, медитация может выполняться в любой позе, многие люди достигали высоких результатов, занимаясь сидя в инвалидной коляске. Можно заниматься медитацией даже лежа, но и в этом случае, позвоночник следует держать по возможности ровно (в положении лежа, голову не следует класть на подушку). Во время коллективных занятий медитацией, когда использование Падмасаны связано с определенными неудобствами, можно просто сидеть в обычной позе на стуле, или скамье, однако не желательно касаться спиной спинки сиденья. Положение позвоночника должно быть, по возможности, таким же, как и в позе Падмасана.
3.Техника дыхания
Следующим после позы, важнейшим составным элементом практики медитации, является техника дыхания. В крейцмарге применяется преимущественно брюшной тип дыхания. Во время брюшного, или диафрагмального, дыхания, вдох осуществляется не за счет расширения грудной клетки, а за счет движения диафрагмы, которая, опускаясь, надавливает на органы брюшной полости, благодаря чему, живот выпячивается вперед. На выдохе диафрагма поднимается и живот втягивается внутрь, создается впечатление, что человек “дышит животом”. При выполнении медитации дыхание должно быть несколько замедленным, продолжительность вдоха и выдоха определяется продолжительностью мысленного произнесения мантры, о которой пойдет речь в следующем разделе. Дыхание должно быть свободным и естественным. Не нужно слишком сильно выпячивать живот во время вдоха. Мышцы дыхательного аппарата должны быть расслаблены, ребра опущены, допускается лишь некоторое напряжение брюшных мышц. Начинающим не следует стремиться к абсолютно правильному брюшному дыханию. Достаточно просто свободно дышать в позе лотоса, со временем дыхание само станет брюшным и глубоким. Дышать следует исключительно через нос, дыхание ртом допустимо только в тех случаях, когда дыхание носом оказывается невозможным по причине болезни. И на конец, крайне недопустимо раскачиваться в такт дыханию, или качать головой. Медитация, как и дыхательные упражнения йоги, начинается с резкого выдоха через нос, затем следует первый медленный вдох.
4.Повторение мантры
Существует множество приемов концентрации сознания в процессе выполнения духовных упражнений. Большинство из них были разработаны в рамках индийской йоги, откуда они были заимствованы другими религиозными системами. Многие методы концентрации очень сложны, или требуют чрезмерно жестких аскетических ограничений, многие из них представляют серьезную опасность для людей неподготовленных, некоторые же несовместимы с христианским мировоззрением. Наиболее простой, наиболее безопасной и наиболее благочестивой формой медитации, является метод концентрации заключающийся в многократном повторении краткого молитвенного обращения, выполняемом, в большинстве случаев, в такт дыханию. В качестве такой, многократно повторяемой, фразы может использоваться короткая молитва, изречение из священного текста, к.л. сакральная формула, или просто имя божества. Молитвенная фраза, повторяемая в процессе медитации, называется мантрой. Мантра может содержать от одного до двадцати четырех слогов. Подобная форма молитвы-медитации известна практически во всех развитых религиях. В индуизме она называется мантра-йога, широкое распространение мантра-йога получила также в буддизме. В исламском суфизме она известна под названием зикр, сходная практика существует и у евреев-хасидов. В христианстве же эта форма медитации известна под названием “Иисусова Молитва”. Иисусовой Молитвой (не путать с Молитвой Господней) может называться, как сам текст этой молитвы, так и форма медитации ее использующая. Иисусова Молитва составляет основу духовных упражнений в греческом исихазме. Последователями рейнского движения, также, в качестве мантры, используется Иисусова молитва. Она представляет собой короткую и очень простую молитву на греческом языке: “Господь Иисус Христос, помилуй меня грешного”. По-гречески это звучит так: “Κυριε Ιησου Χριστε, ελεησον με τον αμαρτωλον” (“Кирие Иису Христе, елейсон ме тон амартолон”). Эта молитва всегда произносится на греческом, т.к. при переводе на другие языки, теряется общая мелодика и ритм фразы.
Во время медитации, Иисусова молитва, как и любая другая мантра, никогда не произносится вслух, повторять ее нужно мысленно, но, при этом, правильно и четко. Повторение молитвы должно быть не слишком быстрым, но и не слишком медленным. Как уже говорилось, в процессе крейцмарг-медитации, используется брюшной тип дыхания. Иисусова молитва всегда повторяется в такт дыханию, первая часть молитвы произносится на вдохе, а вторая на выдохе. Слова “Кирие Иису Христе” произносятся на вдохе, соответственно слова “елейсон ме тон амартолон” произносятся на выдохе. Таким образом, выдох получается несколько продолжительнее, чем вдох.
5.Использование четок
Во время крейцмарг-медитации, необходимо выполнить строго определенное количество дыханий с одновременным произнесением мантры. Однако мысленный подсчет дыханий будет неизбежно отвлекать внимание от объекта концентрации. Для того чтобы этого избежать, с глубокой древности, на востоке, во время молитвы и других духовных упражнений, использовались четки. Со временем, четки прочно укоренились и в западно-христианской молитвенной практике. Для различных целей используются разные четки. В крейцмарге применяются четки из пятидесяти маленьких и десяти больших бусин, нанизанных на одну нить, к концу четок обычно крепится небольшой крестик. Если достать подходящие четки нет возможности, их можно сделать самому, нанизав на прочную, напр. капроновую, нить определенное количество бусин. Четки, как правило, хранятся на домашнем алтаре.
Во время медитации в позе Падмасана, руки с четками должны свободно лежать запястьями на икрах ног. Перебирать четки желательно большим и указательным пальцем. Пятьдесят дыханий, отсчитанных на четках, составляют один т.н. “круг”. За одно занятие может выполняться до шести таких кругов. Вопрос о количестве кругов, выполняемых ежедневно, будет рассмотрен в главе “Комплексы упражнений”. Пятьдесят маленьких бусин используется для подсчета количества дыханий, а десять больших, для подсчета количества кругов. Четки следует держать двумя руками, считая правой дыхания, а левой круги, предварительно отсчитав на больших бусинах нужное число. Пальцы движутся по четкам на встречу друг другу, идя от крестика на конце четок, пока не закончится круг. Десять больших бусин используются также для десятикратного повторения Иисусовой молитвы в начале и в конце чтения молитв, а также для счета десяти т.н. “полных дыханий” при выполнении упражнений хатха-йоги.
6.Концентрация внимания
Поза, дыхание и повторение мантры составляют технику медитации. Но существует еще один составной элемент, наиболее важный и наиболее трудновыполнимый, без которого невозможна никакая медитативная практика – это концентрация внимания. Одним из основных средств, облегчающих концентрацию, является мысленное сосредоточение на определенном участке тела. Имеется в виду сосредоточение мысли, а не взгляда, концентрация взгляда на зрительных объектах в крейцмарге никогда не применяется. В процессе выполнения упражнений хатха-йоги, внимание концентрируется на различных точках, напр., на сердце, щитовидной железе, позвоночнике и т.д. Во время же крейцмарг-медитации, внимание всегда удерживается в области диафрагмы. При брюшном дыхании, концентрировать внимание в области диафрагмы очень легко, достаточно просто мысленно следить за своим дыханием, не прилагая для этого к.л. особых умственных усилий. Со временем, по мере совершенствования в медитации, сознание само будет фиксироваться в нужной точке, что даст возможность установить необходимый контроль над мыслями и чувствами.
Остановить поток неконтролируемых мыслей, сконцентрироваться в одной точке, подобно тому, как линза концентрирует в одной точке световой луч, в этом и заключается задача медитации. Однако сделать это чрезвычайно трудно, посторонние мысли, помимо нашей воли, неизбежно будут препятствовать концентрации. Для того же, чтобы избавиться от этих “блуждающих мыслей”, следует не столько препятствовать их возникновению (чем больше мы будем пытаться отогнать их, тем больше они будут одолевать нас), сколько игнорировать их, не позволяя сознанию увлечься ими. Следует просто концентрировать внимание в верхней части живота, мысленно произнося свою мантру, не задумываясь над тем, есть ли в сознании посторонние мысли, или нет. Подобным же образом следует относиться и к любым внешним помехам, напр., к шуму, или неприятным телесным ощущениям, боли, зуду и т.п. Их также следует рассматривать, как неизбежное внешнее зло, не затрагивающее глубин личности и относящееся к области безразличного. Если же мы замечаем, что наше сознание, увлекшись “блуждающими мыслями”, или внешними раздражителями, уклоняется от точки концентрации, мы должны просто вернуть его обратно. Но при этом не следует раздражаться, помня о том, что временные отклонения сознания от объекта совершенно естественны и медитация, как раз, и сводится к тому, чтобы периодически возвращать сознание в нужное русло. Подобно тому, как рыбак время от времени возвращает поплавок, уносимый течением, на его место.
Одним из основных принципов крейцмарг-медитации, является строгое правило – не создавать в сознании к.л. мысленных образов. Хотя существует множество медитативных практик, предполагающих активное участие воображения, все они принципиально отвергаются крейцмаргом, который считает подобные методы весьма опасными, способными привести к появлению видений, или слуховых галлюцинаций, и в итоге закончиться психическим расстройством. Суть крейцмарг-медитации сводится не к концентрации внимания на к.л. воображаемом объекте, а к полному исключению любых мыслей, образов и чувств, к сосредоточению всей мыслительной активности в одной точке. И, хотя конечной целью и объектом медитации является Бог, не следует пытаться представлять себе образ Божий, или сознательно концентрировать внимание на к.л. из Его проявлений. Бог не имеет формы и непостижим для человеческого разума, по этому, созданный нашим сознанием образ, будет не чем иным, как своего рода идолом, который, в конечном счете, может стать препятствием на пути действительного богопознания. Некоторый элемент воображения допускается во время обычной молитвы, медитация же, как высшая форма молитвы, призвана исключить рациональное мышление, освободить, на некоторое время, сознание от пут материального мира, предоставив Богу Самому действовать в нас и направлять нас Ему Одному известным путем. Не следует также, в процессе медитации, пытаться проникнуть в суть произносимой мантры, размышлять над ее словами, мантру нужно просто произносить. Не нужно заранее стремиться испытать к.л. ощущения и, тем более, ожидать каких-то блаженных состояний, это также препятствует медитации. Не нужно вообще пытаться анализировать свое состояние, думать о просветлении, или огорчаться из-за того, что оно не наступает. Бог Сам знает, когда и каким образом Ему лучше явить Себя нам и очень часто, само отсутствие ощутимых результатов медитации, способствует обретению, в конечном итоге, наиболее высокого состояния озарения. По этому мы не должны искать в медитации к.л. удовольствий, а терпеливо и настойчиво работать над собой.
Итак, сидя в позе лотоса, закрыв глаза и поручив себя Божьей воле, мы фиксируем внимание в одной точке и погружаемся в глубокую внутреннюю тишину, в которой отсутствуют к.л. мысли и образы. Из этой глубины мы произносим слова молитвы. И в этом состоянии душевного безмолвия, мы обнаруживаем присутствие Бога внутри себя, обретая сознание непреходящего единства с Ним и вселенной. Сущность этого состояния апостол Павел выразил словами: “Уже не я живу, но Христос живет во мне”. Это и есть крещение Святым Духом, или иначе – просветление. Впрочем, это состояние может наступить не только во время медитации, но в любом случае, медитация, или иные формы углубленной молитвы, выполняемые индивидуально, или в собрании верующих, как правило, предваряют его обретение.
Сегодня в 2:32 pm автор Великая Герцогиня Датская
» Видимая красота. Эстетика-2 (открытая тема)
Сегодня в 9:41 am автор Князь Тобольский
» Свете тихий (о старцах)
Сегодня в 12:01 am автор Баронетесса Алекс
» Пророчества, знамения. Актуальные материалы.
Вчера в 7:02 pm автор Королева Марина
» Награды: ордена, медали
Вчера в 9:04 am автор Барон Трирский
» Наш аристократический юмор
Вчера в 12:08 am автор Баронетесса Алекс
» Аристократические, храмовые и прочие архитектурные сооружения. Исторические усадьбы -2 (открытая)
Вс Май 12, 2024 8:45 pm автор Великая Герцогиня Датская
» Этикет 5 (открытая тема)
Вс Май 12, 2024 5:39 pm автор Королева Анна
» Вне тем интересное 3 (открытая тема)
Вс Май 12, 2024 12:27 am автор Баронетесса Алекс