Глава вторая
МОЛИТВА, УПРАЖНЕНИЯ ЙОГИ, ИЗУЧЕНИЕ СВ. ПИСАНИЙ
1.Основные правила молитвы
Все, кто приступает к занятиям медитацией, должны твердо усвоить, что медитация невозможна без веры. Вера же находит свое выражение в молитве. И, хотя молитва достигает совершенства в медитации, сама по себе медитация, без молитвы, теряет свой смысл. Существует две основные формы молитвы: молитва-импровизация, формулируемая в собственных словах и чтение установленных молитв. Обе они совершенно необходимы для духовной жизни верующего. О молитве-импровизации, говорится в главе “Вечерние занятия”, здесь же мы очень коротко рассмотрим вопросы о том, как следует читать молитвы установленные церковью.
В комплексе упражнений крейцмарга, используются всего лишь несколько основных молитв. Наиболее важными из них, являются Символ Веры и Молитва Господня (Отче наш), ежедневное чтение этих молитв, строго обязательно для всех. Приводимые в этой книге, Утренняя и Вечерняя молитвы, взяты из молитвенника принятого лютеранской церковью. Тексты Утренней и Вечерней молитвы, по нашему мнению, приемлемы не только для лютеран, но и для представителей других конфессий. Однако желающие могут заменить их аналогичными молитвами, принятыми в их исповедании, а также добавить к ним еще и другие, по своему усмотрению. Добавлять слишком много дополнительных молитв не следует, лучше ограничиться только самыми необходимыми.
Молитвы обычно читаются перед домашним алтарем. Крейцмаргеры, как правило, читают молитвы стоя, не преклоняя колен. Стоять во время молитвы нужно ровно (ноги вместе, позвоночник прямой). Не следует топтаться на месте, или переминаться с ноги на ногу. Ладони нужно сложить вместе (как в индийском приветствии намастэ) на уровне груди. Четки проходят между большим и указательным пальцем левой руки и зажаты между ладонями. Голову можно чуть-чуть наклонить вперед. Глаза, во время молитвы, желательно закрыть, однако, благословляя себя крестным знамением, следует обратить глаза к распятию. Произносить слова молитвы нужно мысленно, но, при этом, правильно и четко. Несмотря на то, что сосредоточение во время молитвы предполагает, прежде всего, концентрацию внимания на словах молитвы, а не устранение всех мыслей и чувств, как во время медитации, в молитве следует придерживаться тех же правил, которые установлены для медитации. Хотя существуют и определенные отличия, в частности, в молитве допускается некоторый элемент воображения – мы представляем себя предстоящими пред Богом. Кроме тог, молитва, в отличие от медитации, не требует специальной техники дыхания. Все остальные правила самоконтроля, относящиеся к медитации, в равной мере относятся и к молитве (особенно это касается преодоления “блуждающих мыслей”). В заключение, следует добавить, что к молитве не следует относиться, как к заклинанию. Главным в молитве является не столько высказывание тех, или иных, просьб, сколько выражение благоговения и любви.
2.Упражнения хатха-йоги
Крейцмарг-система ставит перед собой исключительно духовные цели, по этому главным в упражнениях крейцмарга, безусловно, является медитация. Однако медитация требует полного и абсолютного контроля над сознанием, добиться которого невозможно без контроля над телом. Одних только аскетических ограничений для этого бывает недостаточно, т.к. трудно установить контроль над слабым и больным организмом. Разумеется, ни старость, ни болезнь, ни к.л. физический недостаток, не могут стать препятствием на пути человека, идущего к высшей цели. Однако сильный и хорошо тренированный человек, быстрее и легче сможет установить контроль над сознанием. По этому крейцмарг-система включает в себя также некоторые упражнения хатха-йоги – древней науки о построении здорового, гармонично развитого тела. Выполнение этих упражнений, вовсе не является строго обязательным для всех последователей крейцмарга. Однако те, кто все же выполняет их, получает возможность обрести, помимо существенной помощи в духовном развитии, также еще и отличное здоровье, долголетие и дополнительный источник сил для выполнения своих жизненных задач.
Упражнения хатха-йоги делятся на две категории – это пранаямы (дыхательные упражнения) и асаны (гимнастические упражнения). Однако называть асаны гимнастическими упражнениями можно только с определенной долей условности, т.к. асаны очень сильно отличаются от упражнений применяемых в европейских системах физической культуры. Если упражнения европейской гимнастики, как правило, заключаются в многократном повторении одного и того же действия, чаще всего со значительным мышечным усилием, то асаны, выполняются один, максимум два-три раза, их выполнение сводится к принятию некой сложной позы и удержании ее в течение определенного времени. Выполнение асан, в отличие от занятий спортом, не требует больших физических нагрузок, не требует оно также дорогостоящего инвентаря и особых затрат времени. И хотя секрет терапевтического действия асан и пранаям изучен далеко не полностью, практика показывает, что упражнения хатха-йоги обладают огромной силой и в отличие от занятий спортом, дающих силу и ловкость, но мало способствующих лечению болезней, а иногда и наносящих ущерб здоровью, являются прекрасным терапевтическим средством. Регулярное выполнение упражнений хатха-йоги, делает занятия спортом просто излишними. Однако йога вовсе не запрещает желающим, занятия спортом, хотя и предупреждает, что спортивные упражнения можно выполнять не раньше, чем через час после занятий йогой (в свою очередь, заниматься йогой можно не раньше, чем через час после занятий спортом).
Упражнения хатха-йоги включены в комплексы духовных упражнений крейцмарга, составляя с ними единое целое. Заниматься йогой желательно в тихом, хорошо проветренном помещении. Упражнения хатха-йоги, как и занятия, медитацией, следует выполнять на полу, простелив на него коврик, или циновку. Не допускается выполнять к.л. упражнения крейцмарга, включая упражнения йоги раньше, чем через полтора-два часа после еды. Выполняя упражнения, необходимо строжайшим образом придерживаться всех рекомендаций, даваемых в руководстве. Особенно недопустимо превышать норму (т.е. количество и продолжительность) выполняемых упражнений. Это одна из самых распространенных и опасных ошибок, допускаемых начинающими. Приступая к занятиям, необходимо отбросить все посторонние мысли, полностью сосредоточившись на выполнении упражнений. Во время занятий, глаза лучше всего закрыть, желательно также расслабить мышцы лица. При выполнении упражнений, как асан, так и пранаям, очень важно концентрировать внимание на определенном участке тела (точка концентрации для каждого упражнения, всегда указывается в руководстве). Без концентрации сознания, эффект от выполняемых упражнений на половину снижается. К тому же сосредоточение внимания, в процессе выполнения упражнений хатха-йоги, не только развивает способность концентрации, столь необходимую для медитативной практики, но и само по себе является, своего рода, формой медитации. Эффективность медитации значительно усиливается, после предварительно проделанных асан и пранаям. Выполнять асаны следует медленно, очень плавно, избегая рывков и резких движений. Напряжение мышц, при выполнении асан, должно быть максимально сильным, но при этом, не вызывать болевых ощущений. Те, кто не обладает достаточной гибкостью, не должны форсировать выполнение упражнений, прибегая к рывкам и чрезмерным усилиям, гибкость приходит со временем. Если, вследствие недостаточной гибкости, нет возможности выполнить упражнение полностью, следует ограничиться его частичным выполнением. Удерживать позу необходимо до появления легкого чувства усталости, поза должна вызывать приятные ощущения, мышцы, не участвующие в ее выполнении должны быть расслаблены. Упражнения не должны вызывать отдышки, переходить к следующему упражнению можно только после того, как дыхание полностью нормализуется. Как и во время медитации, при выполнении асан и пранаям, дышать следует исключительно через нос (дыхание ртом допускается только тогда, когда дыхание носом оказывается невозможным по причине болезни).
Упражнения не следует выполнять во время болезни, особенно при повышенной температуре, женщинам при беременности и во время месячных. В этих случаях упражнения хатха-йоги должны быть заменены дополнительной медитацией. Во время беременности, женщины не должны выполнять медитацию в позе лотоса, а также использовать брюшное дыхание, ограничиваясь повторением мантры в обычной позе, (напр. сидя на стуле) без напряжения брюшных мышц. Начинать учить йоге детей, можно с восьмилетнего возраста, для них лучше всего подойдет “Сокращенный комплекс”, включающий упражнения хатха-йоги и выполняемый днем. Для пожилых людей, занятия йогой не имеют к.л. возрастных ограничений, многие люди с успехом практикуют хатха-йогу в восемьдесят и более лет. Однако людям преклонного возраста следует соблюдать повышенную осторожность. В частности, помнить о том, что нельзя выполнять упражнения с перевернутым положением тела при артериосклерозе и повышенном давлении крови. Очень старым и очень больным людям следует ограничиться комплексом занятий по медитации, не включающим упражнений хатха-йоги.
3.Как читать Библию
Вопрос о значении Нового Завета для нашей жизни и о правильном подходе к нему рассматривается в главе “Вечерние занятия”, здесь же мы очень коротко рассмотрим вопросы, связанные с Ветхим Заветом. Ветхий Завет – священная книга древнееврейской религии и, хотя мы являемся христианами, мы не должны забывать, что именно на основе религии евреев возникло первоначальное христианство. По этому, без знания Ветхого Завета, невозможно полноценное понимание Завета Нового. Существует мнение, что все принципиальные положения Нового Завета, в скрытой, аллегорической форме, уже содержатся в Ветхом Завете. Однако в отличие от Нового Завета, книги полностью богооткровенной и имеющей для нас абсолютный и безусловный авторитет, Ветхий Завет, несомненно, содержащий великие откровения, данные Богом через святых пророков, включает в себя также определенный чисто человеческий элемент, нередко затемняющий богооткровенную основу этой святой книги. В Ветхом Завете, в едином клубке, переплелись божественное откровение и человеческие суеверия, реальные исторические факты и древние мифы, великие нравственные законы и аморальные поступки многих персонажей. Есть только одна возможность распутать этот клубок, отделить божественную и человеческую составляющую – обратиться к Новому Завету, который является, своего рода, ключом к пониманию Божьего слова, скрытого в ветхозаветных текстах. Однако, различая в Ветхом Завете божественное и человеческое, не нужно пренебрегать и чисто человеческим его аспектом. Следует помнить, что эта книга представляет собой совершенно уникальный сборник древнейших литературных произведений, оказавших огромное влияние на всю последующую историю мировой культуры. Совершенно неправы те, кто считает древнейшие тексты Ветхого Завета, такие, как напр., первые главы книги Бытия, чем-то примитивным и не заслуживающим серьезного внимания. Эти тексты, если конечно учесть время их написания, вполне можно назвать величайшими литературными произведениями, подобно тому, как гениальными изобретениями можно назвать первые примитивные орудия труда. Впрочем, нужно отметить, что в составе Ветхого Завета есть книги, которые и в наши дни могут служить образцом подлинно высокой литературы.
Однако в еще большей степени неправы также и те, кто пытается в буквальном понимании Ветхого Завета, отыскать к.л. факты, могущие служить материалом для естественнонаучной картины мира. Буквализм в понимании ветхозаветных текстов, наряду с примитивными представлениями об антропоморфном (человекоподобном) Боге, характерные, прежде всего, для различных сектантских движений, наподобие свидетелей Иеговы, наносит христианству огромный вред. Иногда, при чтении брошюрок, которые сектанты во множестве раздают на каждом углу, невольно создается впечатление, что эти брошюрки пишутся некими скрытыми противниками христианства, которые умышленно доводят христианскую веру до абсурда для того, чтобы скомпрометировать ее в глазах современного человека. Чего стоит напр., буквальное понимание мифа о сотворении в шесть дней. Ни у кого из ученых занимающихся проблемой происхождения жизни, давно уже нет никаких сомнений в правильности эволюционной теории. И хотя механизм эволюции все еще изучен не до конца, сам по себе принцип эволюционного развития жизни, уже ни кем из серьезных ученых не оспаривается. Теория эволюции, в наши дни, признается подавляющим большинством христианских теологов, как католических, так и протестантских, она преподается во многих христианских учебных заведениях и давно уже не вызывает споров среди духовенства. Однако и сейчас еще находятся люди, которые на полном серьезе утверждают, что мир был сотворен около семи тысяч лет назад, в течение шести суток и утверждают это, как догмат веры, несмотря на то, что аллегорического метода толкования библейских мифов придерживались, еще в глубокой древности, наиболее авторитетные из отцов церкви и даже сам апостол Павел рассматривал ветхозаветные повествования, как символические образы. Безусловно, жизнь на земле возникла в ходе длительного эволюционного процесса, другое дело, что движущей, направляющей и контролирующей силой эволюции является деятельность Создателя, который отнюдь не есть человек с руками и ногами, каким Его представляют, вопреки Писанию, многие невежественные люди, а непостижимое Творческое Начало, Мировой Дух, находящийся вне времени и пространства, и к Которому неприменимы к.л. характеристики. В Нем, Непостижимом и Вечном, берет начало все существующее, Ним движется и к Нему устремляется, Он начало и конец эволюции, Он Великий Мировой Разум, обладающий способностью не только созидать, но и сострадать и любить. Он объемлет Собою всю вселенную, от огромных небесных тел, до мельчайших элементарных частиц и с Ним сохраняет неразрывную связь каждое живое существо, созданное Им. Бог – есть тайна, за которую не может проникнуть человеческий разум и для того, чтобы хотя бы приблизительно определить то, что скрывается за этой тайной, Св. Писание пользуется методом притчи и аллегории. По этому, при изучении Библии и в особенности Ветхого Завета, необходимо учитывать также образный, аллегорический, характер ее языка.
Несмотря на то, что чтения из Ветхого Завета не входят в комплекс утренних и вечерних занятий, изучением его не следует пренебрегать. Для того, чтобы сделать чтение Ветхого Завета регулярным, аббат Ламбер предлагает придерживаться следующего правила: ежедневно, при любых обстоятельствах, посвящать чтению различной литературы один-два часа (в исключительных случаях можно ограничиться получасом), после каждой прочитанной книги, духовного или светского содержания, прочитывать по одной книге из Ветхого Завета, начиная с книги Бытия и до самого конца. Это даст возможность, без особого напряжения, прочитывать Ветхий Завет регулярно каждый год, или полтора. Чтение не должно быть бессистемным, желательно составить для себя определенный план.
4.Бхагавадгита
Теперь перейдем к вопросу о нехристианских священных книгах. В целом, учение крейцмаргеров разделяет представления о различных религиях, как различных формах почитания одного и того же Бога, хотя и не рассматривает их, как равноценные или равные друг другу. Крейцмаргеры настаивают на необходимости изучать самые разные религиозные традиции, воспринимая все лучшее, что было ими накоплено. И нужно отметить, что в таком подходе, по существу, нет ничего нового. Использование языческой философии христианскими богословами берет начало еще в Новом Завете и имеет двухтысячелетнюю историю. Напр., Платон и Аристотель имели огромное значение для христианской религиозной мысли во все времена, начиная с эпохи апологетов и отцов церкви и заканчивая современным богословием. И сейчас, когда западная рационалистическая философия оказалась в глухом тупике, нет абсолютно никаких оснований отказываться от богатейшего духовного наследия мистического Востока. Однако, воспринимая духовные богатства иных культур, необходимо проявлять разумную умеренность. Далеко не каждая религия имеет божественное основание. Невозможно рассматривать в качестве одного из путей ведущих к Богу, напр., верования американских индейцев, совершавших массовые человеческие жертвоприношения, или африканский культ вуду. И то и другое является скорее разновидностями сатанизма. Нельзя также считать формами богопочитания, всевозможные сектантские движения, создаваемые ловкими мошенниками, наподобие Сен Мун Мена, только для того, чтобы нажиться за счет человеческого легковерия. И хотя диалог с представителями нехристианских религий, не только возможен, но и необходим, в этом вопросе нужна определенная сдержанность. Как не может быть никакого диалога между христианами и последователями различных демонических культов, так не может быть никакого диалога с представителями тех нехристианских сектантских группировок, которые, подобно кришнаитам, занимаются вербовкой своих адептов среди христиан. И, по моему личному мнению, невозможен диалог также с исламом. Однако, отвергая враждебные христианству учения, мы не можем вместе с ними отбрасывать и те древние религии, которые, пусть и не обладая абсолютной полнотой истины, каждая по своему, готовили человечество к принятию Благой Вести. Так древнееврейская религия была призвана подготовить к принятию Евангелия Ближний Восток, так философия Платона и Аристотеля прокладывала путь Христу в греко-римском мире и ту же роль на дальнем востоке должны были сыграть индуизм и буддизм. И сейчас, когда с пришествием Христа, древние религии уже утратили свое первоначальное значение, для их последователей все еще остается возможность спасения. Однако христианин, оставивший свою веру, навсегда утрачивает вместе с ней всякую связь с Богом. Говоря коротко, учение крейцмаргеров, хотя и не уравнивает все религии, тем не менее, рассматривает некоторые религиозные и философские учения (платонизм, индуизм, буддизм), как предвосхищение христианства и высоко ценит их духовное наследие.
Сочинения греческих философов, Упанишады, и священные книги буддизма в истории религии имели точно такое же значение, как и Ветхий Завет. И можно с уверенностью сказать, что без знания священных книг древних религий, предшествовавших христианству, наше понимание Евангелия будет крайне односторонним и неполным. Однако, если собрать воедино все древние священные книги, наберется, пожалуй, несколько сотен томов. Освоить такой огромный материал одному человеку, конечно же, не под силу, да в этом и нет особой необходимости. Вполне достаточно изучить хорошую книгу по истории религий, а древние тексты предоставить разбирать ученым, выбрав для себя только самое главное и самое важное из них. Среди множества священных книг Востока, есть одна книга, совсем небольшая по объему и несложная для понимания, которая синтезировала в себе всю глубину и мудрость учения Упанишад. Эта книга выходит далеко за рамки индуизма, являясь высшим достижением, не только индуистской, но и всей дохристианской религиозной мысли. Речь идет о Бхагавадгите – Божественной Песни, величайшей из священных книг Востока. И, хотя центральная фигура этой книги, Кришна Васудева, по существу, является только прообразом Мессии, созданным фантазией неизвестного гения и, как личность, никогда не существовал, слова, которые автор вложил в его уста, есть подлинное откровение, которое для нас может сделать понятным многое из того, что мы не можем понять в христианских Св. Писаниях. В Гите раскрывается центральная идея всей индуистской философии, близкая неоплатонизму – это идея принципиального единства Бога-Абсолюта, индивидуальной души и вселенной. Эта идея, присутствующая уже в Новом Завете, является центральной идеей всего христианского мистицизма. Но истинное величие Гиты вовсе не в этом. Впервые в истории, задолго до пришествия Христа, когда в беспросветной тьме язычества, люди пытались умилостивить своих жестоких богов кровавыми жертвоприношениями, именно Гита провозгласила любовь, как основу отношений между Богом и человеком, тем самым, предвосхитив учение Евангелия. В этом и проявляется ее пророческий и богооткровенный смысл, в этом и заключается ее подлинное величие. Гита сближает не только христианство и индуизм, но, по мнению некоторых теологов, является также, своего рода, мостом между христианством и буддизмом. Бхагавадгита, безусловно, содержит в себе элемент божественного откровения и вполне может рассматриваться наравне с книгами Ветхого Завета.
Однако, воздавая должное великому духовному наследию Индии, мы, тем не менее, должны остерегаться слепого и бездумного увлечения индуизмом. Индуизм – явление далеко не однозначное, в котором вместе с величайшими достижениями философской мысли, на много опередившими европейскую философию, легко уживаются самые дикие и отвратительные суеверия. Вспомним полудемонический культ богини Дурги, или поклонение животным, политеизм, идолопоклонство, фаллические культы и многое другое, с чем со времен Раммохан Рая вели непримиримую борьбу наиболее выдающиеся религиозные мыслители Индии. По этому каждый христианин, обращающийся к духовному опыту Востока, никогда не должен забывать, что при анализе любого религиозного учения, как христианского, так и нехристианского, единственным и безусловным критерием истины, может быть только Новый Завет. Любое утверждение, находящееся в противоречии с Новым Заветом, является неприемлемым для христиан (утверждения, не подтверждаемые Новым Заветом, но и не противоречащие ему, допустимы только в качестве частного мнения). Это в полной мере относится также и к Бхагавадгите.
В целом, философия Бхагавадгиты не имеет к.л. принципиальных расхождений с христианской философией, если, разве что, не принимать во внимание доктрину реинкарнации, о которой, пожалуй, следует сказать еще несколько слов. Хотя в Новом Завете и существуют отдельные тексты, которые, при желании, можно истолковать, как намек на реинкарнацию, прямого указания на нее там найти нельзя (впрочем, нельзя найти там и прямого отрицания). По этому учение крейцмаргеров оставляет этот вопрос открытым, допуская теорию реинкарнации в качестве частного суждения, но, не настаивая на ней, как на религиозном догмате. В целом этот вопрос не столь уж важен, поскольку целью духовных устремлений верующего человека, должно быть не новое перерождение, а выход за пределы рождений и смертей. Возможно, бесконечное скитание во все новых и новых телесных оболочках, за пределами Божьего Царства – это и есть “тьма внешняя”, жуткая “огненная геенна” в которой бесконечно, все снова и снова, погибает человеческий дух. И возможно, Св. Писание потому и не говорит много об этом, чтобы не порождать в, еще не созревших для этого умах, пустых и бесплодных мечтаний, к которым так склонны неразумные толпы. Впрочем, если внимательно проанализировать Библию, выяснится, что нигде в ней прямо не говорится также и о бесконечных мучениях грешников в аду, которыми в течение столетий служители культа запугивали доверчивых прихожан. Добавлю также, и это всего лишь мое частное мнение, что если теория реинкарнации и ошибочна, что, впрочем, весьма возможно, то нелепые и невежественные представления об адских муках, не только ошибочны, но и кощунственны т.к., по существу, являются ничем иным, как брошенным Богу обвинением в неимоверной и бессмысленной жестокости. В Библии говорится о воскресении мертвых, и я охотно допускаю, что воскресение как раз и будет означать новое рождение в новом, преобразованном мире (хотя, по-видимому, есть состояние и более высокое, чем воскресение). Однако такая трактовка догмата о воскресении мертвых, возможна только в качестве предположения и не в коем случае не может рассматриваться в качестве непреложной истины.
Сегодня в 1:09 pm автор Великая Герцогиня Датская
» Православный календарь
Сегодня в 9:50 am автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде
» Этикет 5 (открытая тема)
Сегодня в 9:15 am автор Сир Севера
» Аристократия, Дворянство, История
Сегодня в 2:02 am автор Баронетесса Алекс
» Свете тихий (о старцах)
Сегодня в 1:05 am автор Баронетесса Алекс
» Наш аристократический юмор
Вчера в 9:51 pm автор Великая Герцогиня Датская
» Богородице Дево, радуйся! - 2 (oткрытая тема)
Вчера в 5:09 pm автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде
» Языковой Приказ - 2 (открытая тема)
Вчера в 12:04 pm автор Королева Марина
» Высший свет. Галерея
Вчера в 6:50 am автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде