УСАДЬБА ОРЕАНДА (НИЖНЯЯ ОРЕАНДА, КРЫМ)
Первые упоминания об Ореанде относятся к 8 столетию, а также есть упоминание в Генуэзском документе о поселении Ореанда 1380 года. После присоединения Крыма к России Южный берег Крыма отдали грекам, которые охраняли эти земли. Командовал батальоном предприимчивый Феодосий Дмитриевич Ревилиоти, который в 1820-е начал выгодно продавать лучшие участки. Ореанда досталась графу А.Г. Кушелеву-Безбородко. Но он не успел преобразовать деревеньку в своё имение. В 1825 г. Ореанду посетил император Александр I.
Покорённый красотой и пустынностью здешних мест император планировал здесь отдыхать в уединении. Граф уступил императору Ореанду. Но через 2 недели Александр I скончался в Таганроге, и узаконивать приобретение пришлось уже императору Николаю I.
1 мая 1826 года Нижняя Ореанда стала императорским имением. В 1837 году здесь уже был парк, именуемый «Императорским садом в имении Ореанда», созданный целой плеядой садовников во главе с Н.Гартвисом, оранжереи и виноградник с винным подвалом.
Царская семья впервые посетила Ореанду в сентябре 1837 года, тогда же решено было построить здесь дворец в стиле римских вилл. Пожалуй, единственно чего здесь не хватало - это храма, поэтому на богослужения ездили по Царской тропе в ливадийскую Крестовоздвиженскую церковь.
Во время этой поездки царь подарил крымское имение венценосной супруге Александре Фёдоровне. В это время императорская семья остановилась у графа Воронцова в Алупке.
Императрица часто ездила в Ореанду - планировала обустройство, строительство дворца. В одной из поездок на скале поставили крест в честь Александра I. С тех пор скала называется Крестовой. Дворец проектировал петербургский архитектор А.И. Штакеншнейдер в римском стиле. В 1842 году началось строительство, которое продолжалось 10 лет. Тогда же была построена ротонда напротив на скале. Множество колонн, статуй, внутренний дворик - атриум, широкое использование мрамора, коридоры-виноградники на террасе создавали античное настроение. В интерьерах преобладал классицизм. В 1852 г. император приехал в Нижнюю Ореанду принимать дворец.
Вид на дворец Ливадия, открывающийся из ОреандыЭто был его последний визит сюда, в 1855 г. он скончался. Императрица Александра Фёдоровна завещала имение своему второму сыну Константину Николаевичу (1827-1892), который владел им более 30 лет. Великий князь очень любил эти места. «
Рай земной, имя коему - Ореанда», - говорил он. Но участие в государственных делах - Великий князь управлял морским ведомством России, помогал осуществлять либеральные реформы - не позволяло часто бывать в крымском имении. Его жена и дети с удовольствием проводили здесь летние месяцы.
Трёхсотлетний платан, произрастающий на территории именияНо в 1882 году дворец сгорел, как было установлено, «из-за неосторожного обращения с папиросами детей дворовых служащих». На восстановление дворца требовалась большая сумма денег, которой Великий князь не располагал. Великий князь переселился в скромный императорский домик, который с того времени стали называть адмиральским.
Адмиральский домикГрустью веет от его строк: «От Матушки я получил прекрасный дворец, его более нет, восстанавливать его я никогда не буду в состоянии.
Пусть же из остатков его созиждется храм Божий».Великий князь сам выбрал место для будущего храма. Во время торжественной закладки церкви в основание ее фундамента поместили дощечку с текстом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа: усердием и ревностью владельца Орианды Его Императорского Высочества государя Великого Князя Константина Николаевича сооружается храм сей в память Праздника Покрова Пресвятые Богородицы. Апрель, 31 дня 1884 года в лето III РХ. Аминь».
Название для будущего храма Великий князь тоже выбрал сам. Поначалу он пожелал освятить храм в честь Пресвятой Троицы, но так как он редко бывал в Крыму в начале лета, когда празднуется день Святой Пятидесятницы, то решил посвятить его своему любимому осеннему празднику - Покрову Пресвятой Богородицы. Этот праздник был установлен в воспоминание видения святым Андреем Богоматери во Влахернском храме в Константинополе.
Великий князь Константин Николаевич был всесторонне образованным человеком, ценителем изящных искусств, литературы, музыки. Хорошо разбирался князь и в архитектуре. Храм он задумал построить в грузинско-византийском стиле, который, по его мнению, более всего подходил к суровой, скалистой местности Ореанды. К возведению храма он пригласил лучших специалистов. Проект разработал известный архитектор А.А. Авдеев (1819-1885).
Первоначально храм предполагали возвести на той самой скале, на которой архитектор К.Ф. Шинкель намеревался построить дворец для императрицы Александры Федоровны в 1840 году, а впоследствии там был дом управляющего имением "Ореанда". Скала была несказанно живописна и высока, и храм господствовал бы над всей Ореандой: его было бы видно со всех сторон. Но от этой мысли пришлось отказаться. Во-первых, рядом находились винподвал и винокурня Константина Николаевича, и было как-то неприлично по соседству с такими заведениями сооружать храм; во-вторых, расположенный так высоко, храм оказался бы труднодоступным. Поэтому Великий князь решил построить храм неподалеку от своего Адмиральского домика.
Это было одно из красивейших мест в имении с чудесным видом на море, Ялту, Ай-Тодор. Здесь росли могучие низкорослые вековые дубы, на самом большом из них с юго-восточной стороны было решено сделать оригинальную колокольню.
Чтобы сориентировать апсиду храма строго на восток, надо было срубить несколько деревьев. Но Великий князь пожелал сохранить могучих великанов, поэтому алтарь храма в Ореанде немного повернут на юго-восток.Для строительства церкви использовали камни, из которых был сложен дворец. 2 мая 1885 года по распоряжению Константина Николаевича была сделана первая фотография хода строительства, затем каждый месяц делались новые снимки. К 8 июня стены были подняты до высоты карнизов и вставлены шесть наружных крестов. К 14 июля завершены арки и своды центральной части. Великий князь Константин Николаевич был доволен ходом работ.
Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. В световом барабане - узкие арочные оконные проемы, в которых расположили по четыре круглых окна. Купол венчал четырехконечный византийский бронзово-позолоченный ажурный крест. Северную, западную и южную стороны храма обрамляет арочная галерея. У храма не было колокольни, для этого использовали растущий рядом дуб.
Дерево, на котором располагался колоколНа этой своеобразной звоннице была устроена площадка из двух досок, к ней вела деревянная лестница с перилами, все деревянные части лестницы были окрашены. Колоколов было пять, самый большой весил 160 килограммов, а самый маленький - 3 килограмма. Колокола освятили 21 сентября 1885 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского. Великий князь пригласил талантливого монаха-звонаря, искусством которого был чрезвычайно доволен: «...У него простодушное лицо, которое все сияет радостью, когда он исполняет свою звонарскую должность...
И звонил он действительно аристократически. Созвучие этих колоколов чрезвычайно гармонично и производит прекрасное отрадное впечатление. Наш звонарь-монах есть олицетворенное добродушие». Чудесный звон колоколов с удовольствием слушали императоры Александр III и Николай II.
Редкая мозаичная икона Спасителя без бородыПокровская церковь отличалась богатым убранством. Оконные рамы в барабане и большие кресты, украсившие наружные стены, были изготовлены в Ливорно из белого каррарского мрамора. Желто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас сделал из ореха, дуба, кипариса и можжевельника мастер Кубышко, но со временем его предполагали заменить мраморным. Часть храма была расписана известными художниками: Д.И. Гриммом, академиком М.В. Васильевым, вице-президентом Императорской Академии художеств князем Г.Г. Гагариным.
Торжественное освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы состоялось в 1885 году.
Эта церковь стала любимым детищем Великого князя Константина Николаевича, в ее создание он вложил частицу своей души и по праву гордился своим творением.
«Я должен сознаться, - писал он, - что церковь вполне меня восхищает и пропорциональностью всех своих форм, всего своего ансамбля. Стиль выдержан превосходно, и она делает впечатление, можно сказать, архаическое - изящной и благородной простотой... Главная красота церкви, по-моему, заключается в действительном согласии и благородстве всех линий. Я совершенно ею восхищен, и все, которые до сих пор ее видели, разделяют мое мнение...».
Огромная заслуга Великого князя состоит в том, что он вновь возродил в России забытое искусство мозаики. Мозаика - это изображение или узор, выполненные из цветных камней, кусочков стеклянных сплавов (смальты), керамических плиток. Искусство мозаики достигло больших высот в Византии и оттуда пришло на Русь. Ею украшали лучшие киевские храмы, среди которых храм Софии. Затем наступило время, когда о мозаике забыли, только в XVIII веке великий русский ученый М. Ломоносов возродил это искусство. В своих лабораториях он провел множество опытов и научился получать смальту разных цветов и оттенков. Ломоносовым и его учениками выполнены замечательные мозаичные портреты и большое панно «Полтавская битва».
Великого князя Константина Николаевича восхищало это искусство, ведь мозаика, в отличие от живописи, сохраняла краски яркими и насыщенными даже по прошествии сотен лет.
Часть храма в Ореанде он решил украсить мозаичными образами. С этой целью обратились к известному итальянскому мастеру Антонио Сальвиати (1816-1890). Спустя месяц после освящения храма в Ореанде из Венеции прибыли мозаичные иконы Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, выполненные по рисункам князя Гагарина, знатока византийского зодчества и церковной иконописи. Образ Спасителя разместили над папертью, а образ Покрова Пресвятой Богородицы украсил горнее место храма.
К сожалению, большинство мозаик Покровской церкви в Ореанде не сохранились до наших дней. Чудом сохранилось изображение Спасителя, восьми апостолов, восьми ангелов, четырех евангелистов, расположенных в куполе и парусах храма, византийский орнамент и два панно «Рождество» и «Воскресение Христово», украшающие западную стену. Купол Покровской церкви украшает очень редкое в иконографии изображение Спасителя без бороды.
В ореандской церкви 13 октября 1894 года служил обедню святой праведный Иоанн Крондштатский, а 17 октября, отслужив утренюю и литургию, он в полном облачении и со Святыми Дарами отправился в Ливадийский дворец, где находился больной Александр III.
В 1892г. после смерти отца владельцем имения Нижняя Ореанда стал Великий Князь Дмитрий Константинович. Именно у него император Александр 3 в 1894г. приобрёл «Ореанду» для Наследника престола цесаревича Николая Александровича, и она вновь стала царской.
После печально знаменитого июньского землетрясения 1927 года трещина в алтарной части храма углубилась, частично потрескалась мозаика. Это дало повод Ялтинскому исполкому послать в КрымЦИК телеграмму: "Здание после землетрясения пришло в негодность. Находится в полуразрушенном состоянии. Подлежит срочному сносу". Но
Господь не попустил совершиться этому кощунству. Атеисты пытались сбросить с купола церкви крест, однако сорвать его не смогли - он сломался у основания. Часть этого креста ныне хранится в храме как драгоценная реликвия.
До окончания Великой Отечественной войны храм стоял закрытым.
В 50-х годах выросла в бывшем имении советская здравница "Нижняя Ореанда", один за другим возводятся новые корпуса. Очевидно, маленькая церквушка, по мнению архитекторов, не вписывалась в современный облик Ореанды. Поэтому в начале 60-х годов ее решили снести. Храм, с такой любовью когда-то построенный и украшенный, был на волосок от гибели. Вступились краеведы, люди, не равнодушные к своей земле и ее истории. Они добились того, что храм Покрова Пресвятой Богородицы был признан памятником архитектуры, о чем было написано в охранном письме.
Здание сильно пострадало от оползней и требовало реставрации. Она началась после возвращения храма Православной Церкви. Это произошло в 1992 году к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Прихожане привели храм в порядок, и к празднику Святой Троицы, впервые за 70 лет, в нем отслужили Божественную литургию.
А в 2001 году рядом с церковью построили звонницу. В Донецке по традиционной технологии был отлит прекрасный колокол весом 603 килограмма.
Над его изготовлением пришлось потрудиться специалистам.
Чтобы голос колокола звучал красиво, вспомнили о старых, дедовских методах, для этого использовали печь, огонь в которой поддерживали дровами. Колокол украшают четыре клейма, на которых изображены Господь Вседержитель, Покров Пресвятой Богородицы, святой Николай Чудотворец и великомученик целитель Пантелеймон.
Источники:
https://vadimrazumov.ru/106204.htmlhttps://www.liveinternet.ru/users/4768613/post417966707/Автор всех современных фотографий в публикации - фотограф Вадима Разумова (
https://vadimrazumov.ru/ )
Сегодня в 12:57 pm автор Барон Трирский
» Языковой Приказ - 2 (открытая тема)
Сегодня в 1:14 am автор Баронетесса Алекс
» Любимые Святые 3 (открытая тема)
Сегодня в 12:42 am автор Великая Герцогиня Датская
» Этика
Сегодня в 12:32 am автор Баронетесса Алекс
» Обучение и воспитание царских офицеров
Вчера в 10:45 pm автор Великий герцог O.K.
» Богородице Дево, радуйся! - 2 (oткрытая тема)
Сб Май 18, 2024 8:46 pm автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде
» Наш аристократический юмор
Сб Май 18, 2024 2:26 pm автор Сир Севера
» Высший свет. Галерея
Сб Май 18, 2024 8:14 am автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде
» Аристократические, храмовые и прочие архитектурные сооружения. Исторические усадьбы -2 (открытая)
Сб Май 18, 2024 7:55 am автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде