Королева Анна пишет: В значении эпикурейства немного есть отход от изначального смысла, заложенного Эпикуром. Он хоть и призывал стремиться находиться в состоянии блаженства, но обходиться нужно было только естественными необходимыми удовольствиями. То есть говорил о сдержанности и умеренности. Чуть подробнее раскрою это в следующем посте, тем более, что эту мысль комментируют отцы православной церкви.
Эпикур считал, что высшим благом для человека есть наслаждение жизнью, но он утверждал, что для того, чтобы быть счастливым, человек должен стараться обходиться только естественными и необходимыми удовольствиями.
Философ указывает на существование трех типов удовольствий:
1. естественные и необходимые,
2. естественные и не необходимые,
3. неестественные и не необходимые.
В качестве естественного и необходимого удовольствия Эпикур приводит следующие примеры.
Когда человек испытывает жажду, ему необходимо выпить воды, и это будет для него естественно.
Когда человек голоден, ему необходимо поесть, для этого вполне достаточно простой еды, скажем хлеба.
Естественными и не необходимыми удовольствиями Эпикур называет роскошный стол.
Примером неестественных и не необходимых удовольствий Эпикур называет венки и почетные статуи, то есть славу.
По его мнению люди несчастны, потому что они стремятся к неестественным и не необходимым удовольствиям. По сути он призывал к аскезе (умеренности), но последователи взяли идею стремления к удовольствию, удовлетворению чувственных инстинктов, а об умеренности со временем забыли.
В «Точном изложении православной веры» преподобный Иоанн Дамаскин в параграфе «Об удовольствиях» подобным образом, как Эпикур, классифицирует все виды удовольствий:
естественные и необходимые, естественные и не необходимые, неестественные и не необходимые.
Правда, преподобный Иоанн Дамаскин приводит другие примеры.
Естественные и необходимые – простая еда, простое питье;
естественные и не необходимые – это к примеру плотские взаимоотношения, которые естественны для человека по его природе, но не необходимы;
неестественные и не необходимые, по Иоанну Дамаскину, – это как раз роскошество, пьянство и прочее.
«Поэтому, – делает вывод великий святой, – живущий в согласии с Богом должен принимать необходимые и в то же время естественные удовольствия, а естественные и не необходимые ставить на втором месте, допуская их в подобающее время, и подобающим образом, и в подобающей мере. Остальных же удовольствий следует безусловно избегать».Иоанн Дамаскин
Сегодня в 10:31 am автор Королева Анна
» Обучение и воспитание царских офицеров
Сегодня в 1:18 am автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде
» Вне тем интересное 3 (открытая тема)
Вчера в 8:54 pm автор Баронесса де Кресси
» Богородице Дево, радуйся 3 (открытая тема)
Вчера в 10:36 am автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде
» Видимая красота. Эстетика-2 (открытая тема)
Вчера в 10:31 am автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде
» Свете тихий (о старцах)
Вчера в 3:01 am автор Баронесса де Кресси
» Аристократические, храмовые и прочие архитектурные сооружения. Исторические усадьбы -2 (открытая)
Пн Ноя 11, 2024 3:11 am автор Сир Севера
» Языковой Приказ - 2 (открытая тема)
Вс Ноя 10, 2024 8:31 pm автор Королева Марина
» Аристократия. Дворянство. История -2 (открытая тема)
Вс Ноя 10, 2024 5:20 pm автор Баронесса де Кресси