Исихазм до Исихазма

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

исихазм

Последние темы

» Богородице Дево, радуйся 3 (открытая тема)
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 EmptyСегодня в 9:58 pm автор Князь Тобольский

» Этикет 5 (открытая тема)
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 EmptyСегодня в 9:19 pm автор Королева Анна

» Свете тихий (о старцах)
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 EmptyСегодня в 12:47 pm автор Баронесса де Кресси

» Обучение и воспитание царских офицеров
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 EmptyСегодня в 11:08 am автор Великий герцог O.K.

» Аристократические, храмовые и прочие архитектурные сооружения. Исторические усадьбы -2 (открытая)
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 EmptyСегодня в 12:39 am автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде

» Высший свет. Галерея - 2 (открытая)
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 EmptyСр Сен 18, 2024 9:42 pm автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде

» Языковой Приказ - 2 (открытая тема)
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 EmptyСр Сен 18, 2024 9:40 am автор Королева Марина

» Этика
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 EmptyСр Сен 18, 2024 9:26 am автор Баронесса де Кресси

» Послания Пресвятой Богородицы и святых
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 EmptyСр Сен 18, 2024 4:55 am автор Элиз

Афон

+5
Кн.Серебряная-Каса-Гранде
Князь Тобольский
Королева Татиана
Королева Анна
Сир Севера
Участников: 9
  • Начать новую тему
  • Ответить на тему

Обучение и воспитание царских офицеров

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Сб Июл 13, 2024 1:29 pm

ansaaa14

Ч.3.1.51.1 Система подготовки офицерских кадров в годы царствования Николая II


    Истинным властителем дум в области теории тактики во второй половине XIX века стал генерал М.И. Драгомиров (1830-1905) . Его краткий послужной список: 1856 г. — окончил Академию генерального штаба; 1877-1878 гг. — командир дивизии в русско-турецкой войне; 1878-1889 гг. — начальник Академии генерального штаба; с 1889 г. — командующий войсками Киевского военного округа; с 1903 года — член Государственного совета Российской империи.

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Genera10
Генерал-адъютант, генерал от инфантерии Михаил Иванович Драгомиров. Крупнейший военный теоретик Российской империи 2-й половины XIX века

    М.И. Драгомирова по праву считают создателем военной педагогики как науки. Раскрывая сущность воинского воспитания, он писал: «Все дело воспитания и образования войск приводится к весьма немногим идеям:
    1) ставить воспитание выше образования;
    2) переходить от анализа к синтезу (т.е. учить делу по частям, но на этом не останавливаться, а непременно соединять эти части в одно, как они соединяются при действии против неприятеля) ;
    3) учить целесообразно;
    4) развивать внимание людей в военном направлении;
    5) приучать их встречать неожиданности быстро, не несуетливо;
    6) вести занятия так, чтобы ни один шаг не противоречил закону выручки своих;
    7) вести маневры так, чтобы «всякий воин понимал свой маневр»;
    8) устранять все способствующее самосохранению, и поощрять все, благоприятствующее самоотвержению, и поэтому давать практику в преодолении чувства опасности;
    9) учить показом, а не рассказом;
    10) остерегаться примерного исполнения чего бы то ни было, в мере, допускаемой мирной практикой.


    Из этих положений видно, что Драгомиров четко очерчивал стороны военного воспитания: воспитание ума и воли, воспитание нравственное и физическое. Центром всей воспитательной работы он считал воспитание нравственное, справедливо полагая, что оно является стержневым в моральном факторе. «Выше всего, — писал он, — стоит готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение: оно освещает повиновение, оно злейшее иго делает благим, тягчайшее время легким; оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине в жертву высшей любви».


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Сир Севера, Князь Тобольский, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Сб Июл 20, 2024 5:22 am

ansaaa14

Ч.3.1.51.2 Система подготовки офицерских кадров в годы царствования Николая II


    У царской семьи была отработана система взаимоотношений с гвардией и армией. В дни рождения и тезоименитств (именин) Николая II, его матери, жены и сына, а также в годовщины восшествия на престол императора и императрицы все воинские части освобождались от занятий и учений. Члены царской фамилии были шефами многих полков, посылали поздравления или лично участвовали в полковых праздниках, одаривали подарками офицеров и солдат. Представители мужской части семьи зачислялись на воинскую службу с рождения. Например, послужной список цесаревича Алексея начинался с 30 июля 1904 года — дня, когда он родился. Он числился атаманом всех казачьих войск, шефом четырех гвардейских и четырех армейских полков, двух батарей, а также Алексеевского военного училища и Ташкентского кадетского корпуса. Кроме того, его имя было занесено в личные списки десятков полков, военных училищ и кадетских корпусов.

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 114
Великий князь Николай Николаевич Романов родился 18 ноября (6 ноября по старому стилю) 1856 года в Санкт-Петербурге в семье третьего сына императора Николая I Николая Николаевича. Так как отец великого князя был его полным тезкой — также великим князем Николаем Николаевичем — поэтому при рождении сын получил добавление "младший", а его отец, соответственно — "старший".

    Для того, чтобы привязать к себе гвардию и армию, царский род использовал на командных должностях великих князей. Главной связующей частью между семьей Романовых и армией был дядя царя — великий князь Николай Николаевич. Ему доводилось исполнять должности генерал-инспектора кавалерии, председателя Совета государственной обороны, командующего восками столичного военного округа, командира гвардейского корпуса, а с начала первой мировой войны до осени 1915 года он занимал пост Верховного главнокомандующего.

    Другой дядя — Алексей Александрович, имевший звание генерал-адмирала, ведал делами флота. Третий дядя — Сергей Александрович — заведовал всей артиллерией России. Другие родственники также были при деле — командовали полками, дивизиями, корпусами и т. п.

------------

    Верность армии и флота обязательна. Ее поддерживали с помощью разных средств. К сожалению, в 1917 верность была нарушена. Я еще не понял, почему же случилость, что ранее верные высшие армейские чины оказались предателями? Почему масонская идеология победила их души?


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Князь Тобольский, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Сб Июл 20, 2024 2:38 pm

ansaaa14

Ч.3.1.51.3 Система подготовки офицерских кадров в годы царствования Николая II


    Громадное значение М.И. Драгомиров уделял воспитанию дисциплины, видя в ней «совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению». Основа дисциплины — строжайший порядок, а здоровый внутренний порядок в войсках возможен лишь тогда, когда каждый начальник знает права и обязанности, когда в войсках будут знать и строго исполнять уставы. Только на этой основе можно воспитать чувство чести, так нужное в военном деле. Причем, личная честь, считал Драгомиров, должна быть тесно связана с честью воинской части, воинского знамени. Воспитание чести в этом направлении будет завершением нравственной подготовки солдат и офицеров, «ибо там, где человек любит свою Родину, любит свою часть, там он не задумывается жертвовать собою для их блага».

    Среди офицерского состава того времени было особенно развито чувство ложного стыда за ту или иную личную ошибку: принято было, что начальство не ошибается. Видимо такого рода офицеров Драгомиров имел в виду, когда писал: «Руководитель не должен бояться ни сам учиться, а следовательно и ошибаться; тогда и руководимые не будут бояться ошибок». Наоборот: «Руководитель должен вооружиться терпением, самоотвержением и уважением к чужим мнениям; он должен радоваться малейшим проблескам оригинальной мысли, уметь поддерживать и развивать их».

    Многие офицеры времен Драгомирова имели различные взгляды на теорию военного дела: одни пытались найти в книгах готовые рецепты на все случаи жизни; другие рассматривали военное искусство как ремесло, где нет места теоретическим правилам.

    Драгомиров в своих обращениях к офицерам отмечал, что теория правил для действий дать не может, и в военном деле успевает тот, кто благодаря теории, хорошо знает боевые свойства и местность. Теория дает общую формулу, а как воспользоваться этой формулой в данном случае, как ее применить — дело человека. «Теория — это арсенал, в котором вы находите всевозможные оружия; но что именно взять из этого арсенала — дело того, кто берет; и странно было бы, если бы он ожидал, что арсенал ему подскажет, что в известном случае из него взять следует..».

--------------

    Схожее с последним выражение говорил мне в свое мнение один очень результативный профессор по практической математике, когда готовил меня к поступлению в ВУЗ. Суть его подхода обучения - обогатить мой "математический арсенал" готовыми "кубиками" базовых решений, который математик творчески применяет в более сложных задачах. По моим наблюдениям, те, кто используют такие подходы, наиболее продуктивны.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Сир Севера, Королева Анна и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Пн Июл 22, 2024 5:28 am

ansaaa14

Ч.3.1.51.4 Система подготовки офицерских кадров в годы царствования Николая II


    Драгомиров учил офицеров: «Чтобы приобрести эту магическую власть над себе подобными, даже и Суворову, при врожденных способностях, нужно было семь лет прослужить солдатом. В этой суровой школе он понял, что для управления массами нужно по-ихнему спать, есть, одеваться, думать и говорить; раз это поняв, он, несмотря на возвышение, сохранил тот же образ жизни, тот же склад мысли, до такой степени, что не только с солдатами, но и в других своих отношениях он был и в слове, и в письме столь же кратким, отрывочным, энергичным, как в своей науке. И масса отблагодарила ему за это: и доверием, и безграничной преданностью, и, наконец, что предание о Суворове живет до сих пор, и долго еще будет жить в памяти русского солдата».

    Взор Драгомирова был устремлен и на систему военно-учебных заведений. Он считал, что офицеры выпускаемые из, них, должны удовлетворять следующим требованиям:
1) быть преданными Родине до самопожертвования;
2) быть высокодисциплинированными, крепко верить в святость приказания;
3) быть храбрым, решительным, безропотно переносить трудности, холод, голод и все нужды солдатские;
4) иметь чувство взаимной выручки;
5) любить военное дело, быть искренне преданным ему.

---------------

    Даже цесаревичи и молодые великие князья не сразу становились начальниками, но проходили практику в полях. Пусть не на войнах, но хотя бы на учениях. Это погружало их в тот самый мир армии и флота, приближал к основе армии, к солдату.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Королева Анна, Князь Тобольский, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Пн Июл 22, 2024 4:17 pm

ansaaa14

Ч.3.1.51.5 Система подготовки офицерских кадров в годы царствования Николая II


    Нельзя только восторгаться разными качествами русского офицерского корпуса. Русско-японская война в начале XX века показала наличие существенных проблем в армии и флоте. Несмотря на модернизацию, прошедшую в предыдущем веке, армия и флот, а особенно офицерский состав, стали недостаточно соответствовать требованиям тех лет. Провал России в упомянутой войне одновременно загнал подданых РИ в уныние и всколыхнул намерение улучшить ситуацию.

    Работа «Падение Порт-Артура»* Клемана де Грандпре не является истиной в последней инстанции, но по большей части соответствует настроениям тех времен и мнению современных армейских аналитиков. На определенные раздумья она наводит.

    Клеман де Грандпре в качестве основного тезиса проводит мысль о том, что под Порт-Артуром встретились два совершенно разных по своему складу и характеру противники.

    Русский человек, в его характеристике, таков: крупного роста, сильный, тяжелый, мало развитой, не знающий цены времени; фаталист, как уроженец Востока; грустный, с проблесками детского веселья; любитель поесть и выпить; более способный к пассивной, чем к активной деятельности; живет под управлением бюрократии, функционирующей весьма слабо; живет среди покоренных, но не слившихся с ним народов (финны, поляки, литовцы и пр.) , которые его не любят.

    Среди русских людей высшего общества царит скептицизм и любовь мудрствовать; среди крестьян, составляющих огромное большинство нации и мечтающих только о разделе земли, царит суеверие, невежество, нищета и полное отсутствие духа общности; ничтожное количество революционеров встречаются в школах и рабочей среде.

    Русский солдат представляет собой отличный сырой материал, так как он близок к природе, не знает роскоши и исполняет с удивительной покорностью самые опасные поручения.

    Несчастия не могут его обескуражить. Наполеон I говорил, что убитого русского солдата нужно еще толкнуть, чтобы он упал. Сила русского солдата удваивается, когда он имеет хороших начальников. Однако русский офицер оставляет желать многого, хотя бывают исключения и даже очень блестящие; между офицерами образование не пользуется большим почетом.


    В его же характеристике, японец таков: небольшого роста, мускулист, легок, отличный ходок, с выражением лица веселым и беззаботным, чрезвычайно выдержан, доволен своей судьбой; не слишком привязан к своему домашнему очагу; у него живой ум, легко возбуждаемые, но весьма быстро проходящие, страсти; он жаден к учению, и принимает немедленно в практической деятельности теоретические познания, заимствованные им у иностранцев; он формалист, чрезвычайно вежлив, подозрителен, удивительно способен к шпионству, обладает чрезмерной ловкостью рук, пылкий патриот, солдат в душе.

    Японский народ только что вышел из феодальной зависимости и управляется, вопреки парламентскому режиму, военной кастой, которая произвела революцию 1868 года и которая, при посредстве школы и общеобязательной подготовки, распространила в народе правила рыцарской чести. Правила эти не записаны, но пустили прочные корни в народ. Они рекомендуют: спартанскую простоту жизни, любовь к бедным, верность государю, отвагу, честность, воздержанность, полное обуздание себя, стоицизм в страданиях и презрение к смерти.

    Идеал, который вытекает из этих правил, почти полностью воплощен в корпусе офицеров японской армии. Состав корпуса удивительный: он однороден, образован, поддерживает прочную связь с войсками, с которыми разделяет их частную жизнь; он состоит преимущественно из потомков самураев.

    В японских школах и гимназиях пятая часть времени посвящается ежедневным упражнениям с ружьями.


-----------------

*Полк. Клеман-де-Грандпре. Падение Порт-Артура; Пер. с фр. - (Русско-японская война в наблюдениях и суждениях иностранцев; Вып. 14). https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003747792?page=1&rotate=0&theme=white


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Сир Севера, Королева Татиана и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Вт Июл 23, 2024 2:38 pm

ansaaa14

Ч.3.1.51.6 Система подготовки офицерских кадров в годы царствования Николая II


    Поражение в русско-японской войне поставило один из вопросов: а какой «вклад» в это дело внесла военная школа, прежде всего, ее высший эшелон — военные академии? А вредные искажения, как выяснилось были.

    Основное влияние на развитие академического образования в этот период оказал Г.А. Леер (1829-1904). По своим философским взглядам он был позитивистом и исходил из положения, что наука призвана открыть и растолковать «вечные и неизменные истины». Вроде бы звучит философская идея логично. Призыв избегать догматизма в военной науке и военном образовании, широко использовать так называемый критико-исторический метод обучения. Но на практике метод приводил к произвольному подбору и освещению фактов, к фальсификации истории, к умозрительным заключениям. То позитивное, что представлял критико-исторический метод, было на практике извращено. Как писалось впоследствии, «старшие начальники и генштаб, исковерканные в академии..., потерпели поражение, ибо, зазубрив астрономию, геологию и принципы Леера, совершенно не понимали ни маневра, ни техники, ни психологии масс и не умели практически осуществлять даже то, что знали». Теория без практики мертва.

    Поражение в русско-японской войне побудило пересмотреть взгляды на подготовку офицерских кадров в высшем звене. Процесс «раскачки» затянулся на несколько лет и начался фактически с 1911 года.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Королева Татиана поставил(а) лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Вт Июл 23, 2024 2:43 pm

ansaaa14

Ч.3.1.51.7 Система подготовки офицерских кадров в годы царствования Николая II


    Со структурой военно-образовательных заведений, их ролью мы уже познакомились. Не буду еще раз приводить списки этих заведений и статистику. Но приведу из некоторые особенности.

Академия генерального штаба

    Это было учреждение, где разрабатывались и преподавались главнейшие военные науки — военная стратегия и тактика, являвшиеся базисными для развития других отраслей военного дела (артиллерии, фортификации и др.). Академия генерального штаба не ставила перед собой цель готовить будущих генералов. Здесь готовились офицеры для работы в генеральном штабе, т.е. в учреждении, призванном быть мозговым центром армии.

    Позитивным был порядок чередования выполнения тех или иных обязанностей: командование подразделением (частью) — работа в штабе — занятие научной работой. В ходе такого порядка службы офицер овладевал навыками командования, штабной культуры, исследовательской деятельности. Проходя такой «круг», офицер, обогащаясь знанием практики и теории, каждый раз как-бы поднимался и в своем развитии и в служебном плане. Вот почему не случайным в то время было создание серьезных научных трудов поручиками и капитанами генерального штаба, не говоря уже о подполковниках и полковниках генштаба.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставил(а) лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Ср Июл 24, 2024 1:21 pm

ansaaa14

Ч.3.1.51.8 Система подготовки офицерских кадров в годы царствования Николая II


Все прочие академии

    На основании выпускного экзамена также происходила градация офицеров. При этом предусматривалось 3 разряда: к 1-ому относились те, кто имел средний балл по всем предметам не менее 10-ти (максимум 12); ко 2-ому — со средним баллом 8; все прочие офицеры входили в 3-ий разряд. Офицеры 1-го и 2-го разряда считались окончившими академию и получали право на академический знак. Офицеры 3-его разряда считались не окончившими курса и права на знак не имели. Довольно жесткие условия. Если перевести на современный 5 бальный вариант, то средний бал должен быть выше, чем 4+.

    Военные академии были узкоспециализированными учебными заведениями, готовивших военспецов, и по вполне понятным причинам исключающими цикл обществоведческих дисциплин (новейшая политическая история и политическая экономия составили редкое исключение в ряде военных академий). Военные академии не ставили перед собой цель обеспечить человековедческую подготовку своих слушателей, полагая, что офицер, прослуживший в строю 3-5 лет вполне овладел наукой работы с людьми.

    Действующий механизм разделения слушателей и выпускников на разряды признается действенным стимулом в активизации слушательских потребностей в образовании. Этот механизм помогал избавиться от балласта среди слушателей и не тратить попусту время и средства на тех, кто не проявил себя лучшим образом.

   Практиковалось деление предметов обучения на основные и вспомогательные (по профилю военной специальности). Выделение приоритетных предметов обучения, соответствующие требования к ним побуждали слушателей более внимательно к ним относиться.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Сир Севера и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Ср Июл 24, 2024 1:43 pm

ansaaa14

Ч.3.1.51.9 Система подготовки офицерских кадров в годы царствования Николая II


Военные и юнкерские училища

    В одной из последних инструкций по учебной части времен Николая II указываются эти руководящие положения. «Комплектуясь молодыми людьми, имеющими крайне разнообразную подготовку, и преимущественно не окончившими курса средних общеобразовательных заведений, юнкерские училища должны продолжать общее образование этих людей и восполнить его настолько, чтобы они могли без особых затруднений изучать специальные военные предметы в объеме военно-училищного курса»,-говорится в «Инструкции». Перед училищем ставилась задача дать выпускнику такую служебную подготовку, при которой тот смог бы с первого года офицерской службы руководить нижними чинами.

    В целом, выпускник военного училища вливался в армейскую среду, в офицерский корпус с достаточно богатым арсеналом общеобразовательных знаний, хорошей теоретической военной подготовкой и воспитанием. К позитивным моментам можно отнести:
1) фундаментальный характер общеобразовательной подготовки юнкеров, особенно в части овладения духовным богатством (мировым и отечественным) ;
2) нравственное влияние религии, преподавания закона Божьего; активное формирование среди юнкеров понятия офицерской чести, презрения к угодничеству, доносительству, нечистоплотности и т. п.

--------

    Попадали в училища разного уровня развития будущие офицеры, а выпускались более менее равные по знаниям, умениям, и главное, воспитанию.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Сир Севера, Королева Анна и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Пт Июл 26, 2024 3:45 am

ansaaa14

Ч.3.1.51.10 Система подготовки офицерских кадров в годы царствования Николая II


Система отбора офицеров-воспитателей для военно-учебных заведений

    Отбор офицеров-воспитателей для военных училищ был организован тщательно. Процедура этого отбора была такой. Офицер, желавший служить в военном училище, должен был иметь выслугу лет: 5 лет офицерской службы, из коих непосредственно перед назначением, не менее 2-х лет в строю. Помимо этого он должен был представить отличную аттестацию за последние 2 аттестационных периода, обладать необходимыми умственными и служебными качествами и соответствующими чертами характера. Удовлетворявшие всем этим требованиям офицеры после отбора в дивизии (начальник дивизии нес персональную ответственность за рекомендуемого) кандидат зачислялся ГУВУЗом в особые кандидатские списки, предлагавшиеся затем начальникам военных училищ для выбора к замещению вакантных должностей. Избранные начальником училища кандидаты прикомандировывались к училищу на испытание в течение 2-х лет, числясь на этот срок во временной командировке от своих частей.

    При такой системе комплектования неопытный или не знающий свое дело офицер не мог попасть в училище. И тем не менее, лучшие строевые офицеры шли в училище. Что же их привлекало в этой службе? Служба в ведомстве военно-учебных заведений представляла интерес для строевых офицеров и с материальной стороны (офицер при зачислении в штат училища получал единовременное пособие, ему предоставлялась квартира и он получал жалование на ступень выше) , и со служебной (при исчеслении срока службы при оформлении документов на пенсию, каждые 5 лет службы в училище засчитывались за 7 лет) . Кроме того, офицеру предоставлялось право воспитывать своих детей за счет казны.

----------------

    Мне видится правильным стимулирование лучших офицеров-практиков к переходу на воспитательную работу в учебные заведения. Им есть, что рассказать будущим офицерам, на них можно и нужно равняться. Как известно, подрастающее поколение при их воспитании, конечно, впитывают знания, но больше копируют поведение своих наставников (родителей, воспитателей, учителей). Этот подход является "игрой вдолгую" - стратегически важный. Да, он очень длительный, но крайне позитивный и обратный тому, что сейчас применяется в России и вообще во всем мире: развратить будущее поколение(я). А они уже сами все разрушат своими руками.

    В случае перехода лучших офицеров на воспитательную работу армия несомненно теряет практиков, но эта потеря ничтожна по отношению к общему количеству действующих офицеров, и невероятно хороша в количестве полученных будущих лучших офицеров.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Сир Севера, Королева Татиана, Королева Анна, Князь Тобольский, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Сб Июл 27, 2024 3:44 am

ansaaa14

Ч.3.1.51.11 Система подготовки офицерских кадров в годы царствования Николая II


Особенности обучения кадетов

    Кадетов обучали иной раз, казалось бы, прозаическим вещам, к примеру: какой походкой следует идти в городе, как пользоваться столовыми приборами, как вести разговор с разными людьми и т.п. Такие уроки были весьма полезными для молодых людей.

    Царское правительство проявляло неустанную заботу о воспитании кадетов. Именно этим объясняется появление на свет специальной «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» (издана в 1886 году и переиздана в 1905 году). В ней указывалось, что «воспитание в кадетских корпусах должно быть живо проникнуто духом христианского вероучения и строгого согласования с общим началом русского государственного устройства, иметь главной целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе государю и отечеству, посредством постепенной, с детского возраста выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочной основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону, чувства чести, добра и правды».

    Такое воспитание должно было научить воспитанников «Бога бояться и царя чтить». Эта «Инструкция» требовала от офицеров-воспитателей воспитывать у кадет такие добродетели, как:
  • светлое и бодрое душевное настроение;
  • терпение и самообладание, стойкое перенесение невзгод; сдерживание себялюбивых стремлений;
  • искреннее отношение к ближнему;
  • справедливое чувство признательности за заботу об их благе, за деятельное участие, помощь и услуги;
  • способность к верной самооценке, свободной от самомнения;
  • привычка к строгой критике его качеств со стороны других;
  • умение беспристрастно уважать чужое превосходство, знания и опытность;
  • точная исполнительность, привычка к порядку, бережливости;
  • внимание к приличиям, приветливость и вежливость».


-----------------

    Инструкция иными словами описывала выполнение Божественных заповедей. К примеру, "светлое и бодрое душевное настроение" - это же про заповедь всегда радоваться. Полагаю, что эти положения и инструкции по воспитанию можно просто возродить в ИС без особых правок. Разве что с чисто техническими правками под новую линейку чинов, шкалу оценок и т.п. Суть должна остаться прежней.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Королева Марина, Сир Севера, Королева Татиана, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Вс Июл 28, 2024 12:56 am

ansaaa14

Ч.3.1.51.12 Система подготовки офицерских кадров в годы царствования Николая II


Особенности обучения кадетов

    Инструкция предостерегала воспитателей и воспитанников от увлечения «вредными течениями», требовала от воспитателя ограждать своих питомцев от опасных мыслей. В целях надзора за деятельностью офицеров-воспитателей и образом мыслей воспитанников активно использовались аттестационные тетради, где «благовоспитанность» и «политическая надежность» оценивались по 12-ти бальной системе.

В аттестационной тетради были следующие разделы:
  • Общие черты и особенности характера воспитанника с указанием свойства его отношений: к основным требованиям нравственности установленным в заведении правилам для воспитанников и к налагаемых на них обязанностям внешним проявлениям благовоспитанности.
  • Сведения о видах поступков. Среди поступков, подлежащих оценке (таких было всего 15) , на первом месте стояли: нарушение правил религии и благочестия; ослушание; нарушение требований почтительности к старшим; обман и ложь; присвоение чужой собственности; нарушение благопристойности и цинические проявления.
  • Сведения о воспитанниках, требующих особых воспитательных усилий: по своим нравственным и умственным недостаткам; особо выделявшихся своей правдивостью; имеющих дурное влияние на товарищей.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Сир Севера, Князь Тобольский, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Пн Июл 29, 2024 5:10 am

ansaaa14

Ч.3.1.51.13 Система подготовки офицерских кадров в годы царствования Николая II


Особенности обучения кадетов

    Воспитательной работе среди кадетов способствовало функционирование с 1900 г педагогических курсов для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. За год курсов изучались 4 основных предмета:
  • основы анатомии и физиологии человека (с упором на изучение особенностей детского и юношеского возрастов);
  • школьная гигиена, в сочетании с гигиеной телесных упражнений и историей физического воспитания;
  • начала логики, психологии и психофизиологии в применении к делу воспитания;
  • исторический очерк развития педагогических идей и современное учение о воспитании.


    Дополнительно слушатели изучали действующие инструкции по учебной и воспитательной части, самостоятельно изучали педагогические сочинения, которые затем реферировали при собрании всех слушателей и в присутствии руководства (членов конференции) курсов. Довольно насыщенной и разносторонней была программа по истории педагогических теорий. Она включала изучение философских основ воспитания, систему греческого воспитания, педагогические идеи Платона, Аристотеля, постановку воспитания в средние века, идеи Рабле, Монтеня, педагогическую теорию Каменского, Локка, Руссо, Гельвеция, Дидро, Канта, Гербарта и др.

    Для развития творческих способностей слушателей курсов, поиска ответов на вопросы, которые, ставила корпусная жизнь, им предлагались различные вопросы, относящиеся к проблемам умственного развития и нравственного воспитания. Вот образцы этих вопросов:

  • Каковы причины неуспешности учеников, особенно младших классов?
  • Какова польза и вред, приносимые общепринятой бальной системы оценки знаний? Чем ее можно заменить?
  • Уместны ли переводные экзамены в средней общеобразовательной школе?
  • Какие награды и наказания следует признать полезными в воспитании кадет? Какие вредными?
  • В каких пределах допустимо доверие к воспитанникам?
  • Чем обусловливается нравственный авторитет воспитателя?
  • ...


--------------------

    Будущих воспитателей, которые сами учились в свое время, но которые подзабыли этот период, находясь в армии, довольно прилично готовили именно с точки зрения педагогики.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Сир Севера, Королева Татиана, Князь Тобольский, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Вт Июл 30, 2024 3:07 am

ansaaa14

Ч.3.1.51.14 Система подготовки офицерских кадров в годы царствования Николая II


Стипендии

    Довольно сильная мотивация, побуждающая кадета к активности в учебном процессе, — учреждение различного рода стипендий для кадетов. «Правила об учреждении при военно-учебных заведениях стипендий на проценты с пожертвованных капиталов» предусматривали назначение именных стипендий кадетам за их различные отличия: в учебе, поведении и т. п.

    Подобные стипендии имелись и в военных академиях. Устанавливались премии и для профессорско-преподавательского состава. Так, к примеру, в Военно-медицинской академии были установлены такие премии - Анатомическая премия заслуженного профессора академика Петра Загорского. Для обеспечения этой премии капитал в сумме 4.571 руб. был положен в одно из кредитных учреждений. Билет на эту сумму находился в академии. Проценты с этого капитала, «набежавшие» за 4 года, составили сумму премии. Для участия в конкурсе на получение данной премии подавались заявки один раз в четыре года.

    Характерно то, что разные именные премии стимулировали деятельность преподавательского состава во всевозможных направлениях: в науке, практической деятельности, в обучении слушателей. Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что размер премии всецело погашался процентами с вложенного капитала, создавая каждый раз возможность воспроизводства искомой суммы. Основной капитал при этом оставался нетронутым.

------------------

    Степендии, конечно, исключительно важный момент в обеспечении талантливых и усердных воспитанников, особенно из малоимущих семей. Интересно, что и вторая сторона - жертвователи, активно участвовали в появлении этих стипендий. Насколько я понимаю, то основные премии в мире, типа Нобелевской премии, устроены по аналогичному принципу. Христианство в целом осуждает ростовщичество. Но проценты с капитала могут быть получены с других видов дохода. Например, с дивидендов акций, или с облигаций.

    Наличие в современной России стипендий для бюджетных мест в ВУЗах - это фикция. Ее мизерный размер является скорее насмешкой над получателем.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Сир Севера, Королева Татиана, Королева Анна и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Князь Тобольский
Князь Тобольский
Барон Турский
фон Штауфен
Доктор Богословия
Заведующий кафедрой
Теории и практики управления организациями
Штабс-капитан Лейб-гвардии
Его Императорского Величества
Барон Турский фон Штауфен Доктор Богословия Заведующий кафедройТеории и практики управления организациями Штабс-капитан Лейб-гвардии  Его Императорского Величества


Награды : Князь Тобольский
Мужчина Рак Сообщения : 7128
Репутация : 3736
Дата регистрации : 2020-06-14
Возраст : 42

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Князь Тобольский Вт Июл 30, 2024 4:54 am

prince11

   Ваше Императорское Высочество, о процентах тут интересную лекцию послушал месяца два назад, хотел поделиться, и вот теперь повод нашёлся. Этот человек позиционирует себя как инвестиционный психолог, его приглашают на различные семинары, форумы и тд для инвесторов. И вот на одном форуме его спрашивают, а по каким критериям все таки надо оценивать компании, куда вкладывать деньги. И он говорит, что внешние признаки, то есть оборот, активы, ключевые ставки, персонал, продукция, котировки, инновации и тд, это все ничто, это вторично. В первую очередь надо смотреть на чистоту денег, то есть на владельцев компании, каким путем они эти деньги приобрели, и каким путем компания деньги зарабатывает. Если это чистые деньги, честным путем приобретенные, то можно смело вкладываться, даже если сейчас компания в просадке, например, то в перспективе она все равно будет зарабатывать. Так же надо смотреть, какие люди инвестируют уже в эту компанию, какие у них деньги, честные или нечестные. Потому что если нечестный человек вложился, то даже если компания процветает сейчас, в перспективе ее ждет крах. И на это инвесторы ему сказали: вы знаете, мы интуитивно чувствовали то, что вы сейчас тут сформулировали.

Великий герцог O.K., Сир Севера, Королева Анна и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Кн.Серебряная-Каса-Гранде
Кн.Серебряная-Каса-Гранде
Секретарь Императорского Совета


Награды : Княгиня Серебряная
Женщина Сообщения : 6227
Репутация : 2923
Дата регистрации : 2021-09-12
Откуда : Аризона, США

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде Вт Июл 30, 2024 10:55 am

a_uu_e11

   Ваше Сиятельство Князь Тобольский, а у меня вчера как раз были схожие мысли и вспоминала слова законоучителя Гамалиила, призывавшего иудеев оставить в покое апостолов Христа:

«… если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:38)

   То есть, неправедное предприятие/ бизнес лишается помощи Божьей и рано или поздно потерпит крах.

Великий герцог O.K., Сир Севера, Королева Анна и Князь Тобольский поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Чт Авг 01, 2024 2:25 am

ansaaa14

Ч.3.1.51.15 Система подготовки офицерских кадров в годы царствования Николая II


Самообразование офицеров

    Характерной особенностью образования офицеров царской армии явилось и то, что дo революции не существовало никаких курсов усовершенствования. Офицеры, окончившие военные или юнкерские училища, были предоставлены сами себе: никому не приходило в голову мысль поинтересоваться, как офицер пополняет свои познания. В то же время, нельзя не признать попыток ликвидировать этот пробел различными способами. Здесь прослеживались два основных направления.

    Первое из них — учреждение в 1896 году «Общества ревнителей военных знаний». Филиалы этого общества существовали в Варшаве, Вильно (Вильнюсе) , Минске, Тифлисе (Тбилиси) , Риге, Самарканде, Хабаровске и других городах. Цель создания общество состояла в распространении среди офицеров военных знаний, а также в разработке вопросов военной теории и истории.

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 I_3_we11

    Второе направление — подготовка и публикация различных материалов для офицерского состава. Среди этих материалов публикации о социальном назначении офицеров, проблемные материалы по развитию качеств, необходимых офицерскому составу.

    Чрезвычайно полезны были материалы, содержащие советы, рекомендации, наставления всем категориям офицерского состава. Среди них заглавное место по праву занимает «Наставление к самодисциплине и самовоспитанию», выполненное» в виде писем старого офицера своему сыну. К примеру, письмо первое содержит разъяснения о значении офицера в армии, о гордости и самомнении, положении в обществе и отношении к службе, выбору знакомств и т. п. Второе письмо раскрывает такое понятие, как «верность», третье — посвящено вопросам боевой готовности...


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Сир Севера, Королева Татиана, Королева Анна, Князь Тобольский, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Вт Авг 13, 2024 8:08 am

ansaaa14

Ч.3.7 Наставления опытных офицеров молодым


    Выдержки из книги "Наставление к самодисциплине и самовоспитанию. Собрание писем от старого офицера к своему сыну." адаптированные к современному русскому языку. Составлено С.К. 1900 г, Москва. Книгоиздательство "Иностранная Армия"

Ч.3.7.1 Собрание писем от старого офицера к своему сыну


    "Армия не должна иметь в своей среде офицеров, которые служат самим себе, а не долгу."

Ч.3.7.1.1 Выпуск 1. Предисловие


    Твердо убедясь в том, что теперь более, чем когда-либо нужно заботиться о воспитании солдат, и вполне признавая ту старую истину, что только тот способен служить делу воспитания, кто прежде всего сам воспитал себя, я постарался выяснить в зтих письмах назначение и долг офицера на основании военного устава и постановлений о судах чести от 2-го мая 1874 г. и 1 января 1897 г. Говоря от лица старого, поседевшего на службе офицера, я желал, чтобы мои слова были убедительнее, и пусть тот читатель, который обратит внимание на мои письма, поставит себя в положение сына, к которому я обращаюсь со словами: учись вникать в задачи и обязанности твоего прекрасного призвания, приучай себя к постоянной, строгой самодисциплине и будь достойным хранителем своей чести.

    Итак, мои письма должны помочь юным офицерам в трудном деле самовоспитания, старших же офицеров побудить неустанно трудиться в деле воспитания своих младших товарищей и тем постоянно поддерживать и развивать среди офицеров старый дух прусской армии. <...>

    Итак, шлю свои письма в армию; дай Бог, чтобы они достигли своей доброй цели!


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Королева Татиана, Королева Анна и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Вт Авг 13, 2024 8:53 am

ansaaa14

Ч.3.7.1.2 Выпуск 1. Первое письмо


Подготовление к военному званию.

Введение. - Значение офицера в армии. - Назначение офицера. - Гордость и самомнение. - Справедливая сословная гордость. - Положение в обществе и отношение к службе. - Выбор знакомств. - Стремления.—Заключение.

    Мой милый сын!

    Еще несколько недель и ты предстанешь перед твоим старым отцом, как офицер, со всеми аттрибутами своего почетнаго звания. В то время, как твои школьные товарищи ведут в университете веселую, свободную жизнь буршей*, причем их шалости вызывают даже снисходительную улыбку филистера** и оправдываются избытком кипучих юношеских сил, находящихся в брожении,—ты сразу вступаешь в круг обязанностей, которые неустанно наломинают тебе о серьезных задачах жизни.

    И так, ты сделался мужем, хотя по годам ты еще юноша. Теперь ты должен сам определять свой образ действий и отвечать за него. ?Для меня является потребностью поговорить с тобой о твоих трудных, но прекрасных обязанностях и помочь тебе советом в затруднительных случаях, указав на те камни преткновения, которые от времени до времени встречаются всякому офицеру на жизненном пуги. Дай Бог, чтобы ты счастливо миновал их и сделался дельным офицером и воином, в котором живет старый немецкий дух, возвеличивший нашу армию!

    Укажу сначала на значение офицера для армии и для отечества.

    Величие армии, т. е. ее внутренняя сила, достоинство и слава заключаются в ее офицерском корпусе, так как состав унтер-офицеров и простых рядовых меняется через более или менее продолжительные промежутки времени; офицеры же остаются, составляя душу армии.

    Подобно тому, как у человека кровь начинает свое обращение от сердца, а сердце регулируете пульс, и переставая биться, безусловно вызывает смерть, - так и из среды офицеров, как из сердца армии, исходит жизненный дух в разум и душу солдата; там же, где они бездействуют, армия лишена внутренней опоры; другими словами: если офицеры стоят на высоте всех человеческих и военных добродетелей, всецело посвящают себя святому призванию и проявляют полное мужество при ?его исполнении, то они действуют на массу уже одним своим примером и высокою степенью образования; в этом случае они воспитывают в одно и то же время хороших солдат и честных граждан, так как армия есть ничто иное, как вооруженный народ. И так, они увеличивают духовныя силы народа с помощью армии: невольно их дух передается и их подчиненным. Но если офицеры не стоят на высшей ступени развития, то одновременно с понижением их нравственного уровня падает и нравственный уровень армии. Никакое растение, даже здоровое, не может хорошо расти и приносить плоды, если оно не пользуется заботливым уходом садовника; никакое здание, воздвигнутое даже из лучшаго материала, не может быть настолько прочно, чтобы устоять против всякой бури, если над ним не поработает искусная, верная рука мастера. Если немецкое офицерское сословие, состоя из потомков хороших фамилий и влияя на массу уже одним своим образованием, может сделать армию сильной и надежной, то ясно, что отдельный офицер может оказывать облагораживающее влияние на своих подчиненных лишь тогда, когда честь составляет для него великую драгоценность, т. е. та истинная честь, которая немыслима без верности, мужества, твердой решимости, слепого повиновения и вместе с тем ?правдивости, скромности и самоотверженнаго исполнения всяких даже мелких обязанностей, которая безусловно требует от офицера проявления и во внешней жизни того чувства достоинства, которое вытекает из сознания, что он принадлежит к сословию защитников престола и отечества.                        

-------------------------

*Бурш (нем. Bursch) — наименование члена студенческой корпорации в немецких университетах, а также в высших школах других стран, принявших эту традицию (например, Российской империи). Слово происходит от названия средневекового студенческого общежития — бурсы (лат. bursa - кошелёк). Соответственно русский аналог этого слова — бурсак, хотя в русском языке использовались оба этих слова. Возникнув ещё в период первых университетов средневековой Европы, студенческие союзы и корпорации долгое время определяли правила жизни студентов. В среде студенческих корпораций звание бурша поначалу давалось не сразу. Перед этим следовало проучиться несколько лет в университете, получить статус неофита (например фукса), сдать вступительный экзамен (например, на знание дуэльного кодекса). Позднее все студенты сразу становились буршами. В свое время бурши славились склонностью по малейшему поводу, и даже без повода, вызывать друг друга на поединок (мензура). Считалось, что дуэльный шрам (шмисс) есть непременный атрибут всякого бурша.

**Фили́стер (Philister с нем. — «филистимлянин») — сложившееся в эпоху немецкого романтизма презрительное название человека с узкими взглядами, преданного рутине; самодовольного мещанина, невежественного обывателя, отличающегося лицемерным, ханжеским поведением. В жаргоне немецких студентов слово Филистер в первую очередь относилось к обывателям университетских городов - не студенты.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Сир Севера, Королева Анна и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Ср Авг 14, 2024 1:10 pm

ansaaa14

Ч.3.7.1.3 Выпуск 1. Первое письмо


Подготовление к военному званию.

    Менее чем кто-либо должен офицер думать о себе. В пробуждении чувства эгоизма, как бы оно ни было незначительно, ты должен видеть своего злейшего врага. Никогда ты не должен спрашивать себя: «что мне за это будет? какая награда ожидает меня»?

    Должно вполне отречься от самого себя и проникнуться величием твоего призвания. Для себя самого ты не можешь желать или домогаться чего-либо. Лишь в самоотверженной преданности своему призванию ты должен почерпать силу и крепость, стремясь исполнить возложенную на тебя задачу.

Плохое житье нам! А все же
Другого бы я не желал!

    Так говорят солдаты в некоторых полках, и эти слова должны отдаваться в твоем сердце, если только вместо слова «плохое», ты скажешь «трудное».

    В чем же состоит задача твоего офицерского звания, которая требует от тебя так много?

    В мирное время эта задача так же проста, как и трудна: она заключается в подготовлении армии к войне, т. е. в воспитании и развитии подчиненных. Но во время войны задача офицера настолько величественна и возвышенна, что равной ей не представляется ни в каком другом сословии: она состоит в том, чтобы безстрашно вести в битву свой отряд и не только быть во главе его, но и воздействовать на массу блестящим примером мужества и презрения к смерти. Чем больше опасность, чем сильнее град пуль, чем яростнее битва и чем ближе смерть, тем с большим мужеством ты должен быть первым из первых. Приказания здесь не уместны, - здесь действует лишь пример; ты являешься не как начальник во главе подчиненных, а как человек подле человека, но как такой, на которого все смотрят и по примеру которого все действуют, черпая мужество в его спокойствии и благоразумии. Ты должен действовать так, чтобы увлекать за собой толпу собственною своею храбростью и пламенным воодушевлением.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Сир Севера, Королева Анна, Князь Тобольский, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Чт Авг 15, 2024 3:08 pm

ansaaa14

Ч.3.7.1.4 Выпуск 1. Первое письмо


Подготовление к военному званию.

    Назначение офицера, ты скажешь, требует тех выдающихся качеств сердца и ума, которые от природы свойственны не каждому, и не каждому могут быть привиты воспитанием в родительском доме или в школе. К сожалению, они редко прививаются домашним или школьным воспитанием, а большею частью приобретаются лишь путем строгого самовоспитания в школе жизни.

    Не допуская даже мысли, чтобы офицер мог на поле битвы забыть свои обязанности - против этого говорит  вся история армии: павшие, раненые и награжденные знаками отличия в прошлые войны, прославившие армию - ты все же не должен забывать, что высокие добродетели мужества и самопожертвования развиваются только в виду угрожающей опасности. Но у многих они дремлют и бездействуют в мирное время. Поэтому продолжительный мир опасен для духа армии. Эти слова, конечно, покажутся странными. Тем не менее это на самом деле так, потому что враги, дремлющие в нас, т.е. многочисленные страсти, которые овладевают человеком, весьма легко развиваются при спокойном, однообразном времяпрепровождении, обычном в мирное время, - если только при этом не стоит на страже железная воля и самообладание. Это и есть корень зла, в нем-то и заключается вся опаспость. Эти враги не стоят перед нами лицом к лицу так, чтобы мы могли поразить их одним взмахом меча, но тайно скрываются и часто растут незаметно для нас, овладевая нами раньше, чем мы об этом догадываемся. Все эти враги вместе с тем и враги истинной чести, с которой офицер должен жить и умереть; поэтому я попытаюсь выяснить те ошибки, который мы меньше всего замечаем, так как они происходят от нашего самолюбия, а потому часто или вовсе не считаются ошибками, или же извиняются и оправдываются нами.

    На первом месте стоят гордость и самомнение.

------------------

    Как, для меня, неожиданно общее наставление соответствует христианским заповедям, при этом соседствуя с войной.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Сир Севера, Королева Татиана, Королева Анна, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Пт Авг 16, 2024 3:20 am

Королева Татиана пишет:a1-rem12


      Яркий пример как благонравие начальника мистическим образом меняло поведение вверенных ему кадет.

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Petr_p10

  В 1819 году генерал-адъютант императора Александра I, граф Петр Петрович Коновницын, был назначен главным директором Пажеского и других кадетских корпусов, Дворянского полка и императорского Царскосельского лицея с принадлежавшим ему пансионом.

  С назначением Коновницына в корпусе все переродилось и изменилось к лучшему. Какая-то невидимая сила руководила поступками кадет: мы старались быть благонравными, послушными, и все делалось без приказаний и напоминаний со стороны корпусного начальства; граф Коновницын был в состоянии сделать такой счастливый «переворот» во всех корпусах.

  Если посещения графа Коновницына бывали во время сбора кадет в саду или в зале, то всякий спешил навстречу любимому начальнику, а в малолетнем отделении дети окружали графа Коновницына как нежно любимого отца и положительно заграждали ему дорогу; каждый желал удостоиться ласки или услышать приветливое слово от графа. Таковые сцены были довольно продолжительны, так что директор корпуса, сопровождавший графа Коновницына, должен был просить детей дать дорогу пройти графу.

   Это счастливое время продолжалось только три года. Летом 1822 года разнеслась в корпусе плачевная весть о смерти графа Коновницына; в то время граф с семейством жил на даче, где последовала его кончина. Отпевание тела графа Коновницына совершалось в церкви 1-го кадетского корпуса, и при выносе гроба многие из бывших кадет пролили непритворные слезы о потере всеми уважаемого начальника и незабвенного воспитателя.

https://isihast-king.forum2x2.ru/t378p100-topic#171432


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Королева Татиана, Князь Тобольский и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Королева Татиана
Королева Татиана
Королева Татиана
Член Императорского Совета
Верховный судья Империи
Доктор Королевского Права
Зав.кафедрой Воспитания и обучения юных аристократов


Награды : Королева Татиана_3
Женщина Сообщения : 15650
Репутация : 9231
Дата регистрации : 2012-04-30

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Королева Татиана Пт Авг 16, 2024 9:18 am

a1-rem12    


            Еще немного о легендарной личности графа Петра Петровича Коновницына

       На независимом от начальника главного штаба и подчиненном лишь номинально Великому Князю  Константину Павловичу посту главного директора кадетских корпусов граф Петр Петрович Коновницын оказался очень добрым и заботливым начальником, с большою любовью относившимся к питомцам и пользовавшимся их любовью и уважением. Он явился достойным в этом отношении продолжателем заветов Ангальта и Мелиссино.

    Коновницын был одним из выдающихся русских боевых генералов Александровской эпохи. Он любил солдат, умел с ними говорить и горячо о них заботился; солдаты, в свою очередь, платили ему чрезвычайною привязанностью и совершали под его командой чудеса храбрости.

    Сам граф был весьма храбр: в колпаке, с длинной трубкой в зубах и нагайкой в руках, он обыкновенно спокойно находился под огнем неприятеля, даже на совершенно близком расстоянии. Неоднократно К. принимал участие и в рукопашных схватках.

     От подчиненных он требовал строгой дисциплины, хотя свое недовольство обычно выражал только насмешкою. Коновницын был очень религиозен; во время Отечественной войны он часто обращался к солдатам в сражениях со словами: «Помните, что вы сражаетесь за Пречистую Деву, за Дом Пресвятой Богородицы!» Современники с большим уважением отзываются о его «самоотвержение, всегда присутственное, равное величию самой борьбы за честь и целость отечества, и кротость нрава, истинно умилительностью украшенного».

Больше информации тут


_________________
Бог-моя надежда, сила и спасение.

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 A13Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 _min_211  Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 1115

Великий герцог O.K., Королева Марина, Сир Севера, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Сир Севера
Сир Севера
Наставник
Наставник


Награды : Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Medal110
Мужчина Лев Сообщения : 8201
Репутация : 10077
Дата регистрации : 2011-06-21
Возраст : 48

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Сир Севера Пт Авг 16, 2024 9:42 am

Королева Татиана пишет:a1-rem12    


            
      Коновницын был очень религиозен; во время Отечественной войны он часто обращался к солдатам в сражениях со словами: «Помните, что вы сражаетесь за Пречистую Деву, за Дом Пресвятой Богородицы!» 


Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Imgo1544

   И Дом Севера является Домом Пресвятой Богородицы.


_________________
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Imgonl21   Христу и людям Его - providentiae memor     Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Imgonl24

Великий герцог O.K., Королева Марина, Королева Татиана, Королева Анна, Кн.Серебряная-Каса-Гранде, Баронесса де Кресси и Элиз поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Пт Авг 16, 2024 2:35 pm

ansaaa14

Ч.3.7.1.5 Выпуск 1. Первое письмо


Подготовление к военному званию.

    Будучи ещё вольноопределяющимся, ты уже слышал от своих офицеров, что офицерское сословие есть благороднейшее в свете, так как его члены не должны стремиться ни к выгодам, ни к приобретению богатства или других земных благ, но должны оставаться верны своему высокому, святому призванию, руководясь во всем требованиями истинной чести и сосредоточивая все мысли и чувства на самоотверженной преданности своим высшим военачальникам и Отечеству.

    Кроме того, как ты сам знаешь, состав офицерского корпуса больше чем какое-либо другое сословие безпрерывно пополняется сыновьями семей из образованной аристократии и одно уже это обстоятельство возвышает его над другими классами общества.

    Наконец, надо принять во внимание другие незначительные обстоятельства, как, например, тот факт, что молодые девушки гораздо охотнее танцуют и болтают с молодым лейтенантом, чем с кем либо из статских и что многие гражданские семьи считают за особую честь принимать в своё общество офицеров и употребляют все средства, чтобы завязать с некоторыми из них более короткие сношения, чего бы это ни стоило. Все это совершенно справедливо, но здесь и скрывается опасное искушение: благодаря совершенной основательной гордости (о которой буду говорить впоследствии) впасть в высокомерие и самомнение. Опасность растёт от того предпочтения, которое охотно оказывается офицеру в тех кругах, где господствуют одинаковые с ним взгляды на честь, где место материализма и корыстолюбия занимает национальная гордость и любовь к престолу и Отечеству. Кроме того, опасность увеличивается ещё благодаря рано приобретённой привычке повелевать.

    <...> Справедливо, что в силу присяги мы отказываемся от свободы располагать своими действиями и должны быть готовыми каждую минуту пожертвовать нашей жизнью за честь царя и славу Отечества. Это, конечно, может заставить нас справедливо гордиться нашим положением, но равным образом не должно вести и к неприятному, оскорбительному высокомерию. И если корпус офицеров составлен исключительно из сыновей лучших фамилий, если у него есть возможность, благодаря соответствующим установлениям, сохранить честь своего сословия чистой и незапятнанной, то это может только возбудить в нас высшее стремление к истинной чести, но никак не повести к возвышению над другими сословиями. <...> И если, наконец, некоторые невоенные стараются показать, что считают за честь вести знакомство с офицером, то прежде, чем принимать за чистую монету их льстивые заверения, лучше пообстоятельнее узнать, какого рода эти люди.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 25 Sign_210

Сир Севера, Королева Татиана, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

  • Начать новую тему
  • Ответить на тему

Текущее время Пт Сен 20, 2024 10:31 pm