Исихазм до Исихазма

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

исихазм

Последние темы

» Богородице Дево, радуйся 3 (открытая тема)
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 EmptyСегодня в 7:58 am автор Князь Тобольский

» Этикет 5 (открытая тема)
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 EmptyСегодня в 7:19 am автор Королева Анна

» Свете тихий (о старцах)
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 EmptyВчера в 10:47 pm автор Баронесса де Кресси

» Обучение и воспитание царских офицеров
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 EmptyВчера в 9:08 pm автор Великий герцог O.K.

» Аристократические, храмовые и прочие архитектурные сооружения. Исторические усадьбы -2 (открытая)
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 EmptyВчера в 10:39 am автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде

» Высший свет. Галерея - 2 (открытая)
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 EmptyЧт Сен 19, 2024 7:42 am автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде

» Языковой Приказ - 2 (открытая тема)
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 EmptyСр Сен 18, 2024 7:40 pm автор Королева Марина

» Этика
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 EmptyСр Сен 18, 2024 7:26 pm автор Баронесса де Кресси

» Послания Пресвятой Богородицы и святых
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 EmptyСр Сен 18, 2024 2:55 pm автор Элиз

Афон

+5
Кн.Серебряная-Каса-Гранде
Князь Тобольский
Королева Татиана
Королева Анна
Сир Севера
Участников: 9
  • Начать новую тему
  • Ответить на тему

Обучение и воспитание царских офицеров

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Ср Май 29, 2024 12:53 am

ansaaa14

Ч.3.1.49.4 Воспитание русских офицеров


    Специальными документами было определено, что при переводе из младшего курса в старший, слушатель Военной академии должен был получить не ниже удовлетворительной оценки 6 баллов по каждому предмету, включая и второстепенные, а по русскому языку должен был получить оценку не ниже 9 баллов. Для перехода в дополнительный класс необходимо было набрать в среднем по всем предметам не ниже 9 баллов.

    В других военных академиях низший порог оценки при переходе на следующий курс устанавливался в 6 баллов, а по ряду предметов – 9 баллов. Для военных медиков наименьшая переводная оценка определялась 3 баллами (по 5- балльной системе). Во всех военных академиях переводные экзамены были устными, только в Николаевской военной академии, кроме устных испытаний, слушатели подвергались и одному письменному. Письменная работа заключалась в написании сочинения по одному из четырех предметов: военной истории, военной стратегии, тактике или военной администрации. Конференция определяла перечень тем для работ, а слушатель выбирал предмет и тему сочинения, в которой он более подготовлен. Письменная работа имела целью не только проверить знания слушателя, но и научить его самостоятельно пользоваться литературой, обобщать и делать правильные выводы.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Сир Севера, Королева Татиана, Королева Анна, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Ср Май 29, 2024 5:32 pm

Баронетесса Алекс пишет:👑

    Добрая  история из сборника, изданного адъютантом  князя А.В.Суворова.


От фельдмаршала Суворова было приказание представлять ему лично каждого солдата, который отличится или храбростию, или каким-нибудь редким поступком, и часто таких обнимал, целовал и потчевал из своих рук водкою. В сражении при Треббии, полку Ферстера солдат Митрофанов взял с своим товарищем трех французов в плен. Они отдали свои кошельки, часы и все, что имели. Митрофанов принял и возвратил им несколько денег на корм. Подбежавшие наши солдаты хотели было их в ярости изрубить, но Митрофанов не допустил, сказав: «Нет, ребята, я дал им пардон. Пусть и француз знает, что русское слово твердо». После с товарищами разделил добычу. Митрофанов был тотчас представлен и на вопрос Суворова: «Кто тебя научил быть так добрым?» отвечал: «Русская азбука: С., Т. (слово, твердо) и словесное вашего сиятельства нам поучение. Солдат — христианин, а не разбойник». С восторгом обнял его фельдмаршал и тут же на месте произвел в унтеры.

https://isihast-king.forum2x2.ru/t380-topic#169525


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Сир Севера, Королева Татиана и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Ср Май 29, 2024 5:47 pm

ansaaa14

Ч.3.1.49.5 Воспитание русских офицеров


    В аттестационные правила также были внесены важные изменения. Для поступления в академию необходимо было набрать не менее 8 баллов, при переводном экзамене - не менее 8 баллов и при выпуске из академии: по первому разряду – по специальным предметам – не менее 11 баллов, по вспомогательным и общим – не менее 10; по второму разряду – не менее 8 баллов. Схожая система использования балльно-рейтинговой оценки знаний офицеров-слушателей используется в настоящее время в Китае.

    С 1863 г. было разрешено поступать в академию офицерам, прослужившим в войсках не менее 4 лет. Военный министр требовал «преградить путь в академию таким офицерам, которые ни в нравственном, ни в служебном отношении не соответствуют требованиям службы Генерального штаба». Лучшие выпускники зачислялись на имевшиеся вакансии, остальные направлялись в свои воинские части.

    Поступление было возможно как в теоретический, так сразу и в практический класс. Желающие поступить в теоретический класс сдавали вступительный экзамен, а тем, кто желал поступить сразу в практический класс сдавали вступительный и переходной экзамены. По окончании курса обучения офицеры прикомандировывались на 1 год к образцовым частям для ознакомления со службой. В современной системе высшего военного образования такая норма как обязательное прохождение службы в «строевых частях» отсутствует, что снижает практическую направленность в обучении офицера-слушателя в системе высшего военного образования.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Сир Севера, Королева Татиана, Королева Анна и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Чт Май 30, 2024 7:48 am

ansaaa14

Ч.3.1.49.6 Воспитание русских офицеров


    В целом образовательный процесс во всех военно-учебных заведениях, в том числе и военных академиях, до реформ генерал-адъютанта Д.А. Милютина «отдавался на волю» профессорам и преподавателям. Однако, весь уклад академической жизни требовал от слушателей предельной самоотдачи. При проведении реформ содержание подготовки слушателей военных академий стало определяться учебными программами и тематическими планами, в разработке которых принимали участие Главное управление ВУЗ и управление родов войск. В процессе развития военных академий их учебные программы и тематически планы неоднократно изменялись и совершенствовались. Особенности образовательного процесса в той или иной военной академии определялись специальными конференциями академий. В их компетенцию входило создание новых кафедр, включение в учебный процесс новых предметов и упразднение устаревших дисциплин.

    Во всех военных академиях образовательный процесс заканчивался экзаменационными сессиями. Выпускные экзамены проводились комиссиями. Кроме экзаменов, широкое распространение получила такая форма отчетности слушателей, как частные повторения и репетиции по всем предметам преподавания или выборочно по непосредственному распоряжению начальника академии. Конкретное содержание вопросов слушателей во всех формах отчетности определялось Военным министром и конференцией военных академий.

    Работы слушателей подвергались детальному анализу со стороны преподавателя, а затем становились предметом обсуждения товарищами по учебе и защищались в ходе публичной дискуссии в присутствии начальника академии и ведущих профессоров. Во время защиты каждый из профессоров выставлял свою оценку работы, а из этих оценок определялся общий средний балл, который записывался в экзаменационную ведомость. Публичные дискуссии при сдаче экзаменов в современной военной школе могли бы повысить вовлеченность обучаемых, а также уровень их знаний.

-----------

    Мне очень нравится идея конференции академии. И я нахожу параллели с Государственным Императорским Университетом.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Сир Севера, Королева Анна, Князь Тобольский, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Пт Май 31, 2024 2:53 am

ansaaa14

Ч.3.1.49.7 Воспитание русских офицеров


    Оценка знаний обучающихся в ходе устных испытаний отличалась от письменных. Экзамены принимались комиссией, состоящей из трех профессоров и одного штаб-офицера. Экзаменующийся заранее представлял данной комиссии тезисы своего ответа, которые затем подробно излагал. Члены комиссии при этом не только могли убедиться в знании слушателем предмета, но и в его умении логически мыслить, делать правильные выводы, быстро и убедительно отвечать на поставленные вопросы. Именно на устном экзамене определялась способность слушателя заниматься в будущем военно-педагогической деятельностью, и выпускник академии мог быть направлен для службы в среднее военное училище. Умение излагать ход своих мыслей, правильность преподнесения учебного материала, а также грамотно ориентироваться в сути вопроса – обучаемый мог показать только при проведении устных испытаний.

    Конференциями военных академий за лучшие научные работы слушателей ежегодно присуждались специальные денежные премии, что несомненно мотивировало их к обучению. В частности в Императорской военной академии:
- с капитала, собранного в память генерал-лейтенанта Леонтьева, — офицеру дополнительного курса академии, «наилучшим образом» исполнившему стратегическую задачу (на третью письменную тему);
- с собранных по подписке капиталов имени генерал-лейтенанта А.А. Леера и имени генерал-лейтенанта С.О. Масловского – за лучшее сочинение по военным наукам;
- с собранного по подписке капитала имени генерал-адъютанта М.И. Драгомирова - за лучшее исследование по психологии масс, особенно военных;
- с капитала генерал-майора П. М. Захарова - за лучшее сочинение, содержащее исследование войны с точки знания значения техники.

    На выпускных и переводных экзаменах к слушателям предъявлялись жесткие требования. Так, в 1818 г. «из 14 колонновожатых 1-го отделения 3-го класса, испытанных по всем частям только 9 достойны производства во 2-й класс, а прочие должны оставаться в их прежнем положении для укрепления себя в познаниях» . Училище просуществовало 8 лет и выпустило на службу 180 офицеров, из них 127 - в свиту его императорского величества и 11 человек - в войска. Генерал-квартирмейстер Главного штаба, высоко оценивая деятельность военно-учебного заведения, выразил благодарность руководству училища «за старание ваше приглашать к вступлению в колонновожатые молодых людей, способных служить по квартирмейстерской части».


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Королева Татиана, Князь Тобольский, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Сир Севера
Сир Севера
Наставник
Наставник


Награды : Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Medal110
Мужчина Лев Сообщения : 8201
Репутация : 10077
Дата регистрации : 2011-06-21
Возраст : 48

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Сир Севера Пт Май 31, 2024 10:47 am

Великий герцог O.K. пишет:ansaaa14

Ч.3.1.49.7 Воспитание русских офицеров


    Оценка знаний обучающихся в ходе устных испытаний отличалась от письменных. Экзамены принимались комиссией, состоящей из трех профессоров и одного штаб-офицера. Экзаменующийся заранее представлял данной комиссии тезисы своего ответа, которые затем подробно излагал. Члены комиссии при этом не только могли убедиться в знании слушателем предмета, но и в его умении логически мыслить, делать правильные выводы, быстро и убедительно отвечать на поставленные вопросы. Именно на устном экзамене определялась способность слушателя заниматься в будущем военно-педагогической деятельностью, и выпускник академии мог быть направлен для службы в среднее военное училище. Умение излагать ход своих мыслей, правильность преподнесения учебного материала, а также грамотно ориентироваться в сути вопроса – обучаемый мог показать только при проведении устных испытаний.

    Конференциями военных академий за лучшие научные работы слушателей ежегодно присуждались специальные денежные премии, что несомненно мотивировало их к обучению. В частности в Императорской военной академии:
- с капитала, собранного в память генерал-лейтенанта Леонтьева, — офицеру дополнительного курса академии, «наилучшим образом» исполнившему стратегическую задачу (на третью письменную тему);
- с собранных по подписке капиталов имени генерал-лейтенанта А.А. Леера и имени генерал-лейтенанта С.О. Масловского – за лучшее сочинение по военным наукам;
- с собранного по подписке капитала имени генерал-адъютанта М.И. Драгомирова - за лучшее исследование по психологии масс, особенно военных;
- с капитала генерал-майора П. М. Захарова - за лучшее сочинение, содержащее исследование войны с точки знания значения техники.

    На выпускных и переводных экзаменах к слушателям предъявлялись жесткие требования. Так, в 1818 г. «из 14 колонновожатых 1-го отделения 3-го класса, испытанных по всем частям только 9 достойны производства во 2-й класс, а прочие должны оставаться в их прежнем положении для укрепления себя в познаниях» . Училище просуществовало 8 лет и выпустило на службу 180 офицеров, из них 127 - в свиту его императорского величества и 11 человек - в войска. Генерал-квартирмейстер Главного штаба, высоко оценивая деятельность военно-учебного заведения, выразил благодарность руководству училища «за старание ваше приглашать к вступлению в колонновожатые молодых людей, способных служить по квартирмейстерской части».

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Imgo1361

    Добавлю: квартирмейстеры, в то время, занимались и военной разведкой, чем сегодня занимается, например, ЦРУ США.


_________________
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Imgonl21   Христу и людям Его - providentiae memor     Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Imgonl24

Великий герцог O.K., Королева Татиана, Князь Тобольский, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Сб Июн 01, 2024 12:33 pm

Сир Севера пишет:

    Добавлю: квартирмейстеры, в то время, занимались и военной разведкой, чем сегодня занимается, например, ЦРУ США.

ansaaa14

    Благодарю Вас, Ваше Императорское Величество.

    Даже подумать про этих, казалось бы, банальных офицеров не мог, что они занимались таким делом. Насколько я знаю, в разведку (в кадровые офицеры, а не агенты) отбирают пусть не всегда высокоморальных, порой авантюристов, но точно людей незаурядных и однозначно преданных.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Королева Марина, Сир Севера и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Сб Июн 01, 2024 12:40 pm

ansaaa14

Ч.3.1.49.8 Воспитание русских офицеров


    Император Николай I, обращая особое внимание на военную академию как источник высшего военного образования для войск и Генерального штаба, предоставил особые преимущества офицерам, окончившим академию:
- всем без исключения офицерам, получающих образование в военной академии, платили двойное жалование;
- офицерам теоретического отделения, которые по окончании годичного курса успешно выдерживали выпускной экзамен, выдавались награды и дополнительное жалование;
- по выпуску из военной академии офицеры поступали в образцовые части, получали двойное жалование и квартирные деньги;
- офицерам, получившим образование в военной академии после двухгодичного курса, позволялось, не проходя через образцовые войска, возвращаться в свои полки с получением академических свидетельств.

    Именно в тот период высшего военного образования зародились основные условия эффективного функционирования системы военного образования полезные и в современном военном образовании.

    Современные военные эксперты сделали следующие выводы. Разнообразные решения в обучении офицеров-слушателей в военных академиях Российской империи, несмотря на постоянно изменяющиеся учебные планы и программы, поддерживали качество обучения на высоком уровне. Этому способствовали:
- высокая требовательность к офицерам-слушателям;
- балльная система оценки знаний при наборе, обучении и выпуске из военно-учебного заведения;
- высокое внимание к практической направленности в обучении;
- переводные экзамены при переходе в старший класс;
- разделение изучаемых предметов на главные и второстепенные;
- использование дополнительного курса обучения для подготовки и определения годности к преподавательской и научной деятельности.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Сир Севера, Князь Тобольский и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Сир Севера
Сир Севера
Наставник
Наставник


Награды : Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Medal110
Мужчина Лев Сообщения : 8201
Репутация : 10077
Дата регистрации : 2011-06-21
Возраст : 48

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Сир Севера Сб Июн 01, 2024 5:17 pm

Великий герцог O.K. пишет:
Сир Севера пишет:

    Добавлю: квартирмейстеры, в то время, занимались и военной разведкой, чем сегодня занимается, например, ЦРУ США.

ansaaa14

    Благодарю Вас, Ваше Императорское Величество.

    Даже подумать про этих, казалось бы, банальных офицеров не мог, что они занимались таким делом. Насколько я знаю, в разведку (в кадровые офицеры, а не агенты) отбирают пусть не всегда высокоморальных, порой авантюристов, но точно людей незаурядных и однозначно преданных.

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Imgo1363

  Большинство офицеров ЦРУ - мормоны (принадлежат к Церкви Иисуса Христа святых последних дней). Чтобы не наговаривали на членов этой религиозной концессии, но они соблюдают христианскую мораль.


_________________
Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Imgonl21   Христу и людям Его - providentiae memor     Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Imgonl24

Великий герцог O.K., Королева Марина, Королева Татиана, Королева Анна, Князь Тобольский, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Вт Июн 11, 2024 2:09 pm

ansaaa14

Ч.3.1.50.1 Гуманитарная подготовка офицеров русской императорской армии


    До 1863 года подготовка офицеров Российской армии в основном осуществлялась в кадетских корпусах, в младших и старших классах которых учились воспитанники от 10 до 19-20 лет.

    В соответствии с «Наставлением для образования воспитанников военно-учебных заведений», принятым в 1848 году, в кадетских корпусах преподавались общеобразовательные (Закон Божий, русский язык, французский и немецкий языки), математические (математика, механика), естественные (естественная история, физика, химия с минералогией, физическая география), военные (тактика, артиллерия, фортификация, воинские уставы, топография, топографическое, артиллерийское, фортификационное черчение) и политические (география, история, статистика, законоведение) науки.

    Обязательными предметами гуманитарного цикла в течение всего периода обучения в кадетских корпусах были: русский язык, французский и немецкий языки, история, география, рисование, на которые отводилось значительное количество учебного времени (например, на русский язык выделялось 2-4 часа еженедельно, на историю – 3-4 часа, на иностранные языки – 6-8 часов).

    Основой гуманитарной подготовки будущих офицеров являлось изучение русского языка. В разделе «Языки» «Наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений» отмечалось: «Из предметов учения родной язык есть для русского юноши предмет самый важный. Если другие науки он должен знать удовлетворительно, то язык русский он должен знать в совершенстве; это язык, которым он думает; этим языком думали его отцы; им же должны думать и его дети. Воспитанникам военно-учебных заведений должно быть раскрыто все его богатство: и грамматическое, и литературное». Примечательны цели изучения русского языка в военно-учебных заведениях рассматриваемого периода, которые требовали:
«1. Чтобы воспитанники говорили и писали на родном языке грамматически правильно.
2. Чтобы они знали основательно литературу языков не только русского, но и славянского и сознательно заимствовали образцы от двигателей нашей словесности.
3. Чтобы и с духом знаменитых писателей литературы древней и европейской они знакомились в классах русского же языка».

Таким образом, обязательным компонентом курса русского языка в кадетских корпусах было изучение русской и иностранной литературы на русском языке. Заметим, что этот подход сохранился в военном образовании до начала Первой мировой войны.

-------------

    Примечательно, что изучались целых два иностранных языка, которые по моему мнению давали дополнительную широту мировозрения. И, конечно, армия, сражается не с внутренним врагом, а с внешним. Соответственно, необходимо знать язык потенциального противника. От этого зависит очень многое. Удивительно, что не изучался английский и испанский языки, хотя Британская Империя поглотила треть мира, а остальная большая часть говорила на испанском/португальском.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Сир Севера, Королева Татиана, Королева Анна, Князь Тобольский и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Ср Июн 12, 2024 3:33 pm

ansaaa14

Ч.3.1.50.2 Гуманитарная подготовка офицеров русской императорской армии


    С 1863-1864 годов в результате военной реформы, проведенной военным министром Д.А. Милютиным, будущие офицеры стали получать образование в учебных заведениях двух типов, обеспечивающих предварительную (военные гимназии и прогимназии*) и непосредственную (военные и юнкерские училища) военно-профессиональную подготовку. Изменилась система подготовки офицерских кадров, но сохранилась гуманитарная направленность обучения и воспитания будущих офицеров. При этом военные гимназии давали будущим офицерам более фундаментальную подготовку, чем военные прогимназии.

    Образовательный курс военных прогимназий был рассчитан на 4 года и включал следующие гуманитарные предметы:
- Закон Божий, 2-3 часа в неделю в зависимости от года обучения,
- русский язык, 4-6 часов,
- историю, 3-4 часа с третьего класса,
- географию, 3 часа со второго класса,
- чистописание, 1-4 часа до четвертого класса,
- естествоведение 1-2 часа,
- рисование 1-3 часа.

    До 1873-1874 годов учебный курс военных гимназий был шестилетним, причем обучению в трех младших классах был придан характер преимущественно подготовительный. С 1873 года с целью более правильного распределения учебных предметов всем военным гимназиям был присвоен общеобразовательный реальный курс, продолжавшийся семь лет. Учебным планом предусматривалось изучение следующих гуманитарных предметов:
- Закона Божьего, 2-3 часа в неделю,
- русского и церковно-славянского языка и словесности, 5-6 часов в неделю в зависимости от года обучения,
- французского и немецкого языков, 3-6 часов для каждого языка,
- истории, 2 часа,
- чистописания, 1-2 часа,
- рисования, 1-2 часа,
- географии, 1-2 часа,
- естественной истории, 2-3 часа.
Кроме того, на протяжении всего курса воспитанники занимались строевыми упражнениями, гимнастикой, плаванием, танцами, пением, музыкой, различными ремеслами, в гимназиях также широко практиковалось посещение театров, выставок, музеев.

-----------

*Прогимназия (от лат. pro — перед и др.-греч. γυμνάσιον gymnasion — школа в Древней Греции) — общеобразовательное учреждение среднего образования в Российской империи с программой младших классов гимназии. В прогимназии было четыре класса (реже — шесть классов) образования, соответствовавших четырём младшим классам гимназии. Учреждались в городах, где не было гимназий, а также и в других городах империи по мере надобности. Прогимназии могли быть мужскими, женскими или военными. Имели право принимать экзамены на звание учителя начальной школы и первый классный чин. В начале XX века в России было 200 прогимназий.

-----------

    Образование в прогимназии похоже по структуре на образование первых шести классов в СССР и современной России. Но в более компактном периоде - 4 года.  А обучение в гимназиях, мне кажется, было более интенсивным и широким.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Королева Марина, Королева Татиана, Королева Анна, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Чт Июн 13, 2024 1:06 pm

ansaaa14

Ч.3.1.50.3 Гуманитарная подготовка офицеров русской императорской армии


    Значительное внимание на занятиях по русскому языку в военных гимназиях и прогимназиях уделялось изучению русской и иностранной литературы. При этом в зависимости от возраста воспитанников им рекомендовалось читать книги различного содержания. В качестве примера приведены выдержки из каталога книг, предложенных Главным управлением военно-учебных заведений для чтения воспитанникам военных гимназий:

- воспитанникам от 10 до 13 лет (младшего возраста) рекомендовались для чтения: сказки А.С. Пушкина: «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О мертвой царевне и семи богатырях»; из полного собрания сочинений В.А. Жуковского: «Овсяный кисель», «Красный карбункул», «Деревенский сторож», «Сказка о царе Берендее»; А.В. Кольцов для юношества; «Робинзон Крузо» Д. Дефо; «Путешествие Гулливера в отдаленные страны» Д. Свифта; сказки Г.Х. Андерсена; «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу; рассказы из Одиссеи Гомера в пересказе Вышеславцева; рассказы о греческих героях; «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова; У. Шекспир, рассказанный детям Мери и Чарльзом Ламбами; произведения Т. Майн Рида и др.;

- воспитанникам от 12 до 15 лет (среднего возраста) рекомендовались для чтения: «История государства Российского» Н.М. Карамзина; «Очерки из истории и народных сказаний» Грубе; жизнеописания Плутарха; Геродот и его повествования в рассказах для детей; произведения В.А. Жуковского, С.Т. Аксакова; жизнеописания замечательных людей: Роберта Фултона, Георга и Роберта Стефенсонов и др.;

- воспитанникам от 14 до 17 лет (старшего возраста) рекомендовались для чтения: «История России» С.М. Соловьева; жизнеописание Богдана Хмельницкого, «Бунт Стеньки Разина» Н.И. Костомарова; «Эллада» и «Рим» доктора Вагнера; «Фрегат Паллада» И.А. Гончарова; «Два океана» Ж. Араго и др.

-------------

    Судя по примерам, программе по литературе у будущих офицеров могут позавидовать гумманитарные спец.школы.  К примеру, читать древних греков даже во взрослом возрасте не очень легко, а уж детстве тем более. Программа явно подобрана для широкого развития кругозора и души юного читателя. Это история разных эпох, это война, мир и приключения, столь нужные будущим военным, это любовь, ответственность и предательство в мире, и многие другие аспекты.

    Мне уже совсем не удивительно, что дореволюционные офицеры даже в советские антимонархические годы рисовались порой, как интеллигентные и порядочные люди с широким кругозором. Не смогли полностью очернить. Это оказалось невозможно.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Королева Марина, Сир Севера, Королева Татиана, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Сб Июн 15, 2024 1:51 pm

ansaaa14

Ч.3.1.50.4 Гуманитарная подготовка офицеров русской императорской армии


    Помимо этого, воспитанники среднего и старшего возрастов должны были читать сочинения русских писателей: Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, В.А. Озерова, К.Н. Батюшкова, М.Н. Загоскина, И.И. Лажечникова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, И.И. Козлова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Д.В. Григоровича, Л.Н. Толстого, А.К. Толстого, А.С. Грибоедова, а также иностранных писателей в русских переводах: И. Гете, Ф. Шиллера, У. Шекспира, В. Скотта, Ч. Диккенса, У. Теккерея.

    После упразднения в 1882 году военных гимназий и прогимназий и восстановления кадетских корпусов преемственность в гуманитарном образовании будущих офицеров была сохранена. Так, 11 февраля 1886 года было утверждено «Положение о кадетских корпусах», которое сохраняло в них общеобразовательный курс в прежнемего военно-гимназическом объеме. Обучение велось на достаточно высоком уровне. Например, выпускник военной прогимназии, освоивший курс русского языка, должен был показывать «правильное, толковое и выразительное чтение, с умением просто, ясно и связанно рассказать и письменно изложить прочитанное, проводить синтаксический разбор предложений, уметь читать на церковнославянском языке с переводом прочитанных глав Евангелия на русский язык».

    Гуманитарная направленность обучения сохранялась и в военно-учебных заведениях, осуществляющих непосредственную подготовку офицеров. Из программ подготовки юнкеров в военных училищах можно увидеть, что и в этих военно-учебных заведениях значительное внимание уделялось изучению русского языка, курс которого и в военных, и в юнкерских училищах должен был «учить правильному письму и логическому изложению мыслей и знакомить учащихся с произведениями лучших писателей».

------------

    Список иностранных писателей довольно обширен. В современной школе их могут только порекомендовать почитать. А рекомендации для школьников мало что значат.

    У.Теккерей, к слову, именно тот автор, который расширил понятие сноб и дал ему современную окраску - «Книга снобов, написанная одним из них». Снобами Теккерей называет тех, кто преклоняется перед вышестоящими, а всем остальным старается продемонстрировать свое превосходство. Теккерей объявил, что снобы имеются в изобилии во всех общественных слоях, чем поразил и заинтересовал публику. Далее на протяжении книги Теккерей неоднократно дает свое определение сноба. Он пишет: «Тот, кто низкопоклонничает перед низостью, есть Сноб», и предлагает рецепт для проверки, сноб человек или нет: «Как он обращается с большими людьми — и как с маленькими? Как он ведет себя в присутствии его светлости герцога и как — в присутствии лавочника Смита?»


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Королева Татиана, Королева Анна, Князь Тобольский, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Пн Июн 17, 2024 12:52 am

ansaaa14

Ч.3.1.50.5 Гуманитарная подготовка офицеров русской императорской армии


    Значительное внимание в военно-учебных заведениях Российской империи уделялось изучению политических наук. В «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений» отмечалось: «Политические науки составляют для воспитанников военно-учебных заведений и важное средство умственного развития, и необходимое условие образования человека в обществе, которому он принадлежит многообразно и как член семейства, и как житель государства, и как оберегатель порядка, спокойствия, безопасности и славы своего Отечества. Изучение политических наук ... тем важнее, чем обширнее будет впоследствии круг его деятельности, чем многочисленнее будут точки соприкосновения его с обществом и чем, по естественному ходу общих успехов умственной деятельности, будет образованнее и самое общество, которого они готовятся быть членом».

    Поэтому главная цель преподавания политических наук кадетам и юнкерам заключалась в том, «чтобы ознакомить молодых людей с положением и обязанностями человека в обществе; вкоренить в них теплое и твердое убеждение, что жизнь общественная составляет необходимое условие земного существования человека; что это условие достигается подчинением всех частных волей и всех частных сил одной общей воле и одной общей силе, именуемых Верховной властью; что при этом только условии общество совершенствуется и благоденствует и что преданность Верховной власти есть необходимое основание блага людей, общество составляющих, а поэтому – и святая для них обязанность. Глубокое укоренение в юношах таких убеждений доставит им запас твердых начал, которые будут в жизни служить для них руководством к постижению и определению их общественных отношений и обязанностей и оружием к отражению бесчисленных превратных мнений о государстве, о его цели и о средствах к достижению этой цели». При этом в «Наставлении...» особо подчеркивалось, что «изучение человека как нравственно-разумного существа, предназначенного жить вместе с себе подобными, – вот направление, по которому должно быть ведено преподавание наук политических».

--------------

    Я во времена РИ не жил, и мне практически не понять, как жилось людям в те времена, только умозрительно. А в словах людей, ностальгирующих по советским временам, мне видится тоска по нравственно-разумным людям, которые, как умели, старались строить крепкое государство. И как следствие, люди ощущали себя в безопасности (в разных аспектах). По крайней мере большей, чем сейчас. Где-то в душах людей на территории РИ скрыто врожденное желание подчинения "всех частных волей и всех частных сил одной общей воле и одной общей силе, именуемых Верховной властью; что при этом только условии общество совершенствуется и благоденствует и что преданность Верховной власти есть необходимое основание блага людей". Об этом отрыто заявляют в виде критики разного рода либералы и демократические эксперты из-за рубежа, выдавая обозначенную позицию, как что-то плохое. Люди же с радостью принимают даже некое подобие в виде "вертикали власти".

    Политическими науками, из будущих военных офицеров готовили, как ныне выражаются, государственников. Мне лично нравится это определение.

    Если я не ошибаюсь, то в современной России и за рубежом политическим наукам обучают только на малочисленных специализированных факультетах, прямо связанных с этой темой (политология, дипломатия, разные разновидности разведки). А простые офицеры и даже управленцы, экономисты и финансисты изучают данный предмет скорее обзорно.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Королева Татиана, Королева Анна, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Вт Июн 18, 2024 1:24 pm

ansaaa14

Ч.3.1.50.6 Гуманитарная подготовка офицеров русской императорской армии


    Изучение политических наук предусматривало:
«1) в географии – познание земли как жилища человека;
2) в истории – познание прежней судьбы общества;
3) в статистике – познание настоящего состояния общества;
4) в законоведении – познание отношений и обязанностей, которые имеет человек как член общества».


     Основой всего исторического курса военно-учебных заведений была следующая мысль: «Жизнь общества слагается из жизни частных лиц, общество составляющих, и поэтому нигде столько, как в ней, не найдет человек доказательств, что его собственное благо нераздельно с благом всего общества, среди которого он живет, и что благо общественное зиждется преданностью и любовью всех, а в их числе и его самого, к вере и законам своей страны и ко власти, дарующей и охраняющей сии законы для блага каждого и всех». (Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. – СПб., 1849.)

    При этом четко определялись задачи изучения зарубежной и отечественной истории: «В изложении истории народов чуждых должно выражаться уважение к общечеловеческим доблестям, которых примеры являет их история, и к верованиям, уставам и привычкам каждого народа, потому что и быт, и история каждого народа образовались из данных, которые в основание его жизни угодно было предначертать Тому, Кто создал все. Изложение истории своего народа должно быть проникнуто, сверх того, и любовью к его судьбам, должно знать и уважать чужое, должно знать и любить свое, знать свое, чтобы любить». (Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. – СПб., 1849.)


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Королева Марина, Сир Севера, Королева Татиана, Королева Анна, Князь Тобольский и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Ср Июн 19, 2024 2:38 am

ansaaa14

Ч.3.1.50.7 Гуманитарная подготовка офицеров русской императорской армии


    Преподавание истории в зависимости от возраста воспитанников военно-учебных заведений последовательно включало: Священную историю Ветхого Завета, русскую историю, древнюю, среднюю и новую историю, историю Отечества, политическую историю.

    Преподаватель истории был обязан:
«1) избегать мелочей и бесполезных анекдотов;
2) представлять жизнь народов, и в особенности древних, для нас уже отживших и чуждых, в самых крупных очерках;
3) обрисовывать только те события, которые очевидным образом определили жизнь и судьбу каждого народа».

(Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. – СПб., 1849.)

    При этом преподаватель мог и должен был «сохранять свою самостоятельность и в подробностях изложения предмета, и в приемах и способах изложения учебного материала».


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Сир Севера, Королева Анна, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Королева Анна
Королева Анна
Министр Двора
Доктор Королевского Права
Верховный судья Империи


Награды : Королева Анна
Женщина Сообщения : 17331
Репутация : 8612
Дата регистрации : 2014-09-16

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Королева Анна Ср Июн 19, 2024 11:24 am

a_au211

    Интересный фрагмент из сочинения 10-летнего великого князя Георгия Михайловича, описывающего его службу на корвете "Гиляк".

«Из двухмесячного нашего плавания опишу Вам день 9 июня 1873 года. Утром около четырех часов меня разбудил мой дядька. Я оделся, взял лист бумаги и вышел наверх на вахту.
...
Вскоре велено было нам будить команду, и потом вызвали ее наверх "на молитву". Матросы выровнялись во фронт и пропели "Отче наш", и снова водворилась тишина, только слышались крики чаек."


   Поразительно, что раньше служащие во флоте (армии) читали утренние молитвы. Да и не без удивления читаются строки о том, что к службе десятилетнего князя относятся так серьезно, что он приступает к своим обязанностям в 4 утра, сразу взрослый подход в воспитании царского офицера.

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 2024-024


_________________
Господь - моя сила.

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 _min_211  Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 1115

Великий герцог O.K., Сир Севера, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Ср Июн 19, 2024 5:57 pm

Баронетесса Алекс пишет:     👑

    «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков» рассказывает о 3-месячной обороне крепости Азов небольшим казацким гарнизоном от трехсоттысячной турецкой армии в 1641 году.


Предполагаемый автор повести – Федор Иванович Порошин, войсковой подьячий, участник и свидетель описываемых им событий, – сообщает не только о ходе боевых действий, трудностях осадной жизни, переговорах с противником и т. д., но показывает духовную сторону казачьего бытия, содержащую и молитвенное обращение к Богу, Богородице, Силам Небесным, св. Иоанну Предтече, св. Николаю Чудотворцу за поддержкой в борьбе с бусурманами, и хранение людьми Божьими, как себя называли казаки, чистоты, душевной и телесной (полностью соблюдали время поста). Многим из них дано было увидеть и во сне, и наяву «...жену прекрасну и светлолепну в багрянице светле на воздусе стояще посреди града Азова, ово мужа древна, власата, боса, в светлых ризах, взирающих на полки бусурманские». Пресвятая Богородица укрепляет православных в их тяжелой битве с агарянами и дает весть о скором отмщении и грядущей победе. Ангел Господень предводительствует казаками во время их боевых вылазок из крепости: «А на выласках от нас из града все видеша бусурманы, турки и крымцы и наган, мужа храбра и младова во одежде ратной со единем мечем голым на бою ходяще, множество бусурман побиваше. А наши очи то не видели, лише мы по утру по убитом знаем, что дело Божие, не рук наших: пластаны люди турские, изсечены наполы. Сослана на их победа была с небеси, и они о том нас спрашивали: «Скажите нам, казаки, хто у вас из Азова города выезжают к нам в полки наши турецкие два младыя мужика в белых ризах, с мечами голыми? И побивают они у нас нашу силу турецкую всю и пластают людей наших на полы во всей одежде». И мы про то им сказывали: «То выходят воеводы наши». Внезапное отступление турецкой армии от стен крепости ночью 26 сентября пленные татары и турки единодушно объясняли следующим образом: «В нощи де в той с вечера было нам страшное видение. На небеси над нашими полками бусурманскими шла великая и страшная туча от Русии, от вашего царства Московскаго. И стала она против самого табору нашего, а перед нею, тучею, идут по воздуху два страшные юноши, а в руках своих держат мечи обнаженные, а грозятся на наши полки бусурманские. В те поры мы их всех узнали. Тою нощию и страшные воеводы азовские во одежде ратной выходили на бой в приступы наши из Азова града – пластали нас и в збруях наших надвое. От того-то страшного видения (побежали мы) без пашей наших и царя крымского с таборов».


Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Poulak10
Архангел Михаил. Икона
Теодора Пулакиса. Между 1650 и 1699. Дерево, темпера. Музей Бенаки, Афины

https://isihast-king.forum2x2.ru/t82p125-topic#170050


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Королева Анна, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Чт Июн 20, 2024 1:42 am

ansaaa14

Ч.3.1.50.8 Гуманитарная подготовка офицеров русской императорской армии


    Изучение географии предусматривало следующую цель: «...чтобы кадет привык представлять себе землю членом общего организма вселенной и, заучивая наименования разных предметов, на земле находящихся, привык разуметь эти наименования не как собрание слов, а как признаки, по которым он должен составить себе представление о самих этих предметах; надобно, чтобы он знал не слова, а предметы, которые этими словами обозначаются, и взаимную связь этих предметов между собой». (Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. – СПб., 1849.)

    В военно-учебных заведениях изучались общая география и география России, при этом физическая география по сравнению с политической занимала главенствующее положение.

---------

    Для абсолютного большинства офицеров физическая география, по моему разумению, ближе политической с точки зрения ее непосредственного применения в военных делах. Высоты и болота, реки-переправы, леса, топливо и дороги, и многое другое. Все это составная часть планирования операций и фортификаций у нижних и средних чинов. Политическая география становится важной на равне с физической у высшего офицерского состава.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Королева Марина, Королева Татиана, Королева Анна и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Чт Июн 20, 2024 4:43 pm

Баронетесса Алекс пишет:    👑

    Как произошла первая встреча императрицы Екатенины II и князя А.В. Суворрва


В Новой Ладоге делал он с своим Астраханским полком разные маневры, повторяя беспрестанно: «Солдат и в мирное время на войне. Предпочитаю греков римлянам. У первых были военные училища, беспрестанно и в мире занимались они воинским учением. Римляне беспечно отдавали судьбу армии своим консулам и не умели пользоваться славою». Весьма желал он показать полку своему штурм. На пути встречает монастырь. В пылу воображения тотчас готов у него план к приступу. По повелению его, полк бросается по всем правилам штурма, и победа оканчивается взятием монастыря. Екатерина пожелала увидеть чудака. И сие первое свидание, как он сам говорил, проложило ему путь ко славе.

https://isihast-king.forum2x2.ru/t380p25-topic#170064


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Королева Татиана и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Пт Июн 21, 2024 2:27 am

ansaaa14

Ч.3.1.50.9 Гуманитарная подготовка офицеров русской императорской армии


    Задачей изучения статистики было «показать, каким образом государство (какое бы то ни было) достигает цели всех вообще государств – благоденствия общественного и частного, каждое при определенных условиях своей местности, при определенном количестве и составе своего народонаселения, при определенной деятельности своего народа, возбуждаемой, направляемой и ограничиваемой своим правительством». (Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. – СПб., 1849.)

    Преподавание статистики должно было «укоренить в уме юноши убеждение, что развитие оснований государственной жизни и силы совершалось и совершается в каждом государстве под влиянием вышеупомянутых его начал и хода его собственных исторических событий, определявших его судьбу; что его хорошее и даже превосходное в одном государстве не будет непременно таким же и в другом; что, напротив, в этом другом оно может быть, по случайности, и полезно, но большей частью иногда невозможно, иногда напрасно, иногда карикатурно, а в особенно важных случаях – вредно и даже гибельно». (Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. – СПб., 1849.)

------------

    Несмотря на известное выражение премьер-министра Великобритании Бенджамина Дизраэли (так утверждает Марк Твен), что «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика», считается, что статистика - это основа для определения численных эмперических законов экономического мира и мира уравления. На ней построена основная численная часть этих наук. Все успешные крупные и очень крупные организации несомненно используют ее очень широко. Военные силы не исключение. Альтернативами являются, наверное, только "ручное" управление главы - как он чувствует, и вмешательство Бога. Я уповаю на помощь Бога, но статистику посмотреть, что Бог услышал и помогает надо. И после этого сделать какие-то выводы. Пришло в голову, что через статистику человек может "почувствовать", что страна, армия, город и т.п. под опекой Бога или нет.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Сир Севера, Королева Татиана, Королева Анна, Князь Тобольский и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Сб Июн 22, 2024 1:24 pm

ansaaa14

Ч.3.1.50.10 Гуманитарная подготовка офицеров русской императорской армии


    Особое внимание в подготовке будущих офицеров уделялось такой дисциплине, как «Законоведение (военное законоведение)». Анализ учебных программ кадетских корпусов, военных училищ и академий показывает, что данная дисциплина являлась обязательной для изучения в военно-учебных заведениях всех уровней. При этом цель преподавания «Военного законоведения» заключалась в том, чтобы «дать воспитанникам четкие понятия о государственном управлении, чтобы они не только могли понимать смысл тех государственных мер и учреждений, которые их будут окружать в жизни, но чтобы прониклись также сознанием необходимости государственного порядка, важности обязанностей военнослужащего и вынесли из курса ясные представления о тех непреложных началах, без которых невозможно никакое правильное общежитие». (Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. – СПб., 1849.)

    Кроме познаний о законодательстве собственно военном, прямо отвечающем профессиональному назначению выпускников, необходимым было и познание общих законов своего Отечества. Отмечалось: «Обучение законоведению в военно-учебных заведениях должно составлять предмет образования и общего, и специально-военного; первое должно служить основанием последнему; офицер тем яснее и полнее будет понимать свои непосредственные обязанности, чем лучше будет знать обязанности свои как член общества и как верноподданный своего Государя; он будет исполнять тогда прямой свой долг, как сказано в наших законах, «не только за страх, но и за совесть». Только зная законы своего Отечества, человек приобретает то спасительное, высокое чувство долга, которое, утверждаясь в душе его сознательно, рождает в нем нравственную потребность: располагать и направлять все внешние свои действия к добру общежительному, к слиянию личных польз своих с пользою общею». (Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. – СПб., 1849.)

------------------

     Законы общественные, по идее, есть продолжение Законов Божественных для более детальной регламентации жизни общества на земле. В идеальном случае. Если же общественные законы противоречат Божественным, то их исполнять совсем не надо, как я думаю. Возможно, по этой же причине на территории бывшего СССР законы, как говорится, суровы, но нивелируются их неисполнением. Если они противоречат Божественным. Потому как Божественные законы перешли в неформальный вид. Хорошо в данном случае подходит термин из криминальной среды. Народ живет "по понятиям", более соответствующим Божественным Законам.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Сир Севера, Королева Татиана, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Вс Июн 23, 2024 1:39 am

ansaaa14

Ч.3.1.50.11 Гуманитарная подготовка офицеров русской императорской армии


    Четко определены были цели изучения предмета «Законоведение». При этом от иллюзорных целей, таких, как, например, изучить все законодательство Российской империи, сразу отказались. Воспитаннику военно-учебного заведения не столь важно было запомнить «большую массу фактов, относящихся к законодательству России, сколько необходимо было развить свои понятия об основных истинах, из которых проистекает и на которых утверждается законодательство всякого вообще благоустроенного Государства, и уже затем получить знания о духе законодательства собственно отечественного».

    «Сила закона прежде всего есть сила чисто нравственная, и повиновение законам должно быть основано не на страхе и принуждении, а на совести». (Учебные руководства для военно-учебных заведений. Руководство законоведения. Курс II спецкласса. Военные законы. – СПб., 1854)

    В ходе изучения дисциплины «Законоведение» предполагалось в первую очередь давать слушателям мировоззренческие знания о роли и значении права, принципах правового регулирования. В программах прослеживается философский взгляд на природу самого человека и его отношение к праву: «Человек весь и всегда состоит под законом и по своей природе физической, и по своей природе духовной; силы и его тела, и его разума, и его воли подчинены во всех своих действиях предустановленному порядку, от которого они уклониться не могут, не разрушив сами себя». (Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. – СПб., 1849.)


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Королева Анна, Князь Тобольский и Кн.Серебряная-Каса-Гранде поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Пн Июн 24, 2024 3:10 pm

ansaaa14

Ч.3.1.50.12 Гуманитарная подготовка офицеров русской императорской армии


    Для формирования практических правовых навыков и умений у кадетов и юнкеров преподавателям законоведения предписывалось:
«1. Подробно излагать систему, в которой расположены наши отечественные узаконения в Своде Законов, объясняя, что эта система есть приложение того же самого понятия о существе законов Государственных и их видах к частным узаконениям России.
2. Составлять аналитическое оглавление каждого тома, чтобы вполне ознакомить воспитанников с содержанием Свода; оглавление это отнюдь не учить наизусть, но заставлять по нем воспитанников как можно чаще приискивать требуемые законы в подлежащем томе, поставив предметом самой заботливой и внимательной со своей стороны деятельности: довести воспитанников до такого знакомства с содержанием и расположением Свода, чтобы они были в состоянии приискивать требуемые узаконения в Своде, как слова в лексиконе».
(Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. – СПб., 1849.)

    Только после изучения принципов построения государственного и гражданского законодательства Российской Империи кадеты и юнкера приступали к подробному изучению военного законодательства. В специальной части военного законоведения говорилось о том, что оно «должно иметь в виду разъяснение юнкерам с достаточной подробностью основных начал уголовного и судебного права, чтобы дать им возможность впоследствии сознательно исполнять их обязанности в полковом и в военном судах». (Учебные руководства для военно-учебных заведений. Руководство законоведения. Курс II спецкласса. Военные законы. – СПб., 1854)

----------------

    Как-то совершенно не задумывался над тем, что офицеры, как минимум старшие и высшие чины, должны на отлично знать законы, понимать их суть, а также их организацию в системы. Причем, совсем не в обзорном формате.

    Вспомнилось, что капитаны судов - это офицеры. А в море они представляли собой единственную судебную и исполнительную власть в одном лице. При этом были довольно часто полномочными представителями монарха на заморских территориях. Португальские моряки говорили в море, что «капитан – это последняя инстанция перед Богом». Можно сказать, что капитаны - это квинтэссенция офицера, его прав и обязанностей над собой, кораблем и всем, кто и что на судне находится. Это яркий пример, когда очевидна необходимость изучения разных систем законов (морское право, сухопутное право разных стран) в целом и конкретных законов в частности.

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 113
Исполнение приговора на судне

    Другой пример необходимости прочного знания законов и их исполнения в сухопутных войсках. Как бы нам ни хотелось только мира, но войны существуют. И они когда-нибудь заканчиваются. Даже сто-летняя война закончилась. Но во время войны или сразу после на всех этих территориях вводится военное управление. Это довольно жесткий набор законов. Но этот набор заставляет всех его выполнять, принуждая к мирной, как минимум предсказуемой, жизни. И, конечно, в данном случае именно офицеры исполняют законы и выступают в качестве судей. Гражданским юристам тут не место.


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Королева Анна и Князь Тобольский поставили лайк

Великий герцог O.K.
Великий герцог O.K.
Великий герцог Объединенного Королевства


Награды : ВГ_ Иоанн
Мужчина Козерог Сообщения : 3640
Репутация : 1984
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 124

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Empty Re: Обучение и воспитание царских офицеров

Сообщение автор Великий герцог O.K. Вт Июн 25, 2024 2:35 pm

ansaaa14

Ч.3.1.50.13 Гуманитарная подготовка офицеров русской императорской армии


    К каждому служащему по военному ведомству предъявлялись жесткие требования по знанию и соблюдению нормативно-правовых актов Российской империи. В частности, в «Общих обязанностях служащих по военному ведомству» написано, что «... всякий служащий должен поставить себе в непременную обязанность ведать все уставы и законы государственные и содержать их в нерушимой сохранности, яко первый и главный предмет, от которого правое и благонамеренное управление всех дел: закон, запрещающий всем вообще подданным отговариваться неведением законов, – преимущественно подтверждается в отношении к лицам, состоящим в государственной службе.

    Никто из служащих не должен простирать власти своей за пределы, предназначенные оной законом. Никто из служащих в исполнении возложенных на него обязанностей не должен смотреть ни на какое лицо, ни на какие предложения, а тем менее на партикулярные письма, хотя бы от первейших лиц государства, но обязан исправлять свое дело по точной силе и словам законов»
. (Свод военных постановлений 1869 года.)

    Военно-профессиональная подготовка будущих офицеров российской армии в части гуманитарной составляющей обучения обеспечивала действительно широкий кругозор и высокую культуру.

-----------

    Тут я увидел ожидание выполнения от офицеров требования к честности, ответственности, борьбе с бюрократизмом, самоуправством, кумовством, и "телефонным правом". Это то, что хочет видеть в государственных лицах любой простой человек в любое время нашей истории. Хорошо бы еще законы были угодны Божественным.

    Полагаю, что без сильной гуманитарной подготовки офицер может превратиться по итогу в бездушную "машину". Что вредно, как самому офицеру, так и правителю и обществу. И наоборот, правильная гуманитарная подготовка способствует развитию души и совести.

По материалам статьи проф. В. Коровина, доц. В. Свиридова в журнале "Высшее образование в России №4, 2005"


_________________
Deo juvante (С Божьей помощью)

Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_010Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_110Обучение и воспитание царских офицеров - Страница 24 Sign_210

Королева Татиана, Кн.Серебряная-Каса-Гранде и Баронесса де Кресси поставили лайк

  • Начать новую тему
  • Ответить на тему

Текущее время Сб Сен 21, 2024 8:24 am