Понравилось мне. Самое интересное ближе к концу.
Чудеса в жизни старца Филиппа Луганского.
На краю почти заброшенного старого кладбища, заросшего непроходимыми кустарниками, среди поваленных деревьев, в окружении могилок духовных подвижников находится скромная часовня с надгробием духовного диаманта – известного луганского старца-диакона Филиппа (Горбенко) (1858-1956).
Ежедневно, в дождь, снег и зной, сюда приходят со своими скорбями люди. Молятся, плачут, просят, надеясь на благодатную помощь. Рядом, под уютной сенью, — огромная окаменевшая колода — дерево, превратившееся в камень по молитвам старца на глазах требовавших чуда безбожников. Разум с трудом вмещает возможность подобного мгновенного преображения живого организма в окаменевшую структуру, — процесса, который, как правило, длится на протяжении эпох…
Викарий Луганской епархии, Преосвященный Владимир, сохранивший со времен детства память о множестве чудес, совершенных по молитвенному предстательству этого подвижника благочестия. прокомментировал это явное знамение милости Божией так: «Вместе с группой близких ему людей спешил Филипп на праздник. Любвеобильное сердце старца разрывалось от разговоров о горе и страданиях. «Папаша, — так называли его по-простому, — наверное, последнее время наступило, антихрист уже у власти?» — спрашивали.
Рядом с храмом находилась сохранившаяся поныне графская усадьба. Проходя по графскому парку, старец был встречен группой комсомольцев, которые преградили ему путь. Они издевательски смеялись над ним, и, как род лукавый, требовали чуда.
«Ну, ты, Раб Божий! Докажи нам, что есть твой Бог! И не словом, а делом докажи!»
Рядом с Филиппом лежал обрубок дерева, с одной стороны. Он сохранил на себе отпечатки топора, а с другой – был трухлявым от времени. Сердцевина ствола сильно пострадала от древесных насекомых, и поэтому в ней образовалось сквозное отверстие. Старец Филипп стал на колени у ствола поваленного дерева, поднял руки к небу и воззвал к Богу. Затем он ударил посохом (палка, с которой он постоянно ходил) пол стволу дерева трижды и произнес: «Дуб сей да обратится в камень в воспоминание мое и во свидетельство чудес Божиих; а для тех, кто не будет верить сказанному обо мне, камень этот будет видимым свидетельством жизни моей. Камень же этот будет лежать до Второго Пришествия, укрепляя немощных в вере». Помолчав, добавил: «Пока не расцветет». И произошло чудо. Хулители были посрамлены».
Камень этот сохранился до нашего времени и сейчас благоговейно почитается верующими, хранящими память о старце, сведения о котором противоречивы и скудны. Сам диакон Филипп о себе говорил мало и неохотно, поэтому почерпнуты эти сведения преимущественным образом из свидетельств людей, знавших лишь ту часть его земной жизни, которую Господь явил им. Очевидно, так и должно быть, ибо ступив на духовный путь, человек навсегда отделяет себя от прежней жизни и погребает для мира. И все-таки для нас важно по мере возможностей, по крупицам собрав материал, проследить этот путь, чтобы, соприкоснувшись с ним, хотя бы отчасти понять, как же становятся подвижниками благочестия обыкновенные люди, — такие же, как мы с вами…
Кем же был диакон Филипп в земной жизни? Почему не зарастает к нему народная тропа? Где началось его молитвенное служение Господу: на Луганской земле или он был известен ранее? Что привело его в Луганск? С этими и другими вопросами мы обратились к викарию Луганской епархии Преосвященному Владимиру, епископу Ровеньковскому (Орачеву).
Преосвященный Владимир, любезно согласившийся дать интервью, отметил промыслительность явления старца Филиппа в промышленном Луганске, не имевшем ранее сугубого молитвенника. Из ближних и дальних деревень, порой целыми селами, приходили в город в поисках работы люди, спасавшиеся от голода и безработицы. Сам отец Филипп был родом из Черниговской земли, где он появился на свет 22 ноября 1858 года, в день памяти иконы Божией Матери «Скоропослушница». Которую глубоко почитал всю жизнь. Уже с ранней юности, как свидетельствовали его односельчане, пришедшие в Луганск вместе с ним, подвижник удивлял окружающих благочестием, ревностью о Господе и несомненным даром прозорливости. По бедности он не мог посещать церковно-приходскую школу, но Господь умудрял его Духом, одарив любовью к Святому Евангелию и даром рассуждения. Будучи пастухом, Филипп в окружающей его природе видел Создателя и стремился к Нему всей душой. Когда родители Филиппа решили его женить, он, не желая их огорчить, смирился с их волей и выбрал самую бедную девушку, надеясь, что вместе они будут работать Господу, как брат и сестра. Но жена не разделяла его взглядов. Уже на свадьбе он предрек их грядущее расставание, которое ускорило нежелание супруги жить с ним в чистоте, переезд в Москву, замужество и рождение сына.
Пока родители Филиппа были живы, он во всем был покорен их воле и лишь по их кончине отправился с односельчанами на восток, где в это время строился пороховой завод, и, следовательно, была работа, дающая возможность прокормиться. О том, что его уже в те времена почитали как человека прозорливого, свидетельствует глубокое уважение окружавших его людей, любовно называвших «Папашей» и поверявших ему свои скорби и печали… Каким образом он узнал о своем особом предназначении, никем не озвучивалось, но то, что указание Свыше было, — несомненно.
Очень интересным, на наш взгляд, является такой случай. В городе жили благочестивые девицы Екатерина и Ирина, которые вели христианский образ жизни, некоторое время даже жили в Почаеве; отец их, Евфимий, который был односельчанином отца Филиппа. Когда Евфимий, тяжело заболев, лежал на смертном одре, девицы побежали к старцу. «Папаша, вставай, батько помирает», — умоляли они. Отец Филипп не замедлил с помощью. «Евфимий, вставай,- потребовал он после усердной молитвы, — тебя еще можно вымолить». «Сколько же дней вы вымолили?» — спросили счастливые дочери. «А как много, — увидишь». Прожил еще 20 лет.
Есть ли сведения о его хиротонии? Да, разумеется. Его рукополагал владыка Никон, находившийся на Луганской кафедре с 1944 года. За эти годы он осуществил в епархии много добрых дел, за которые глубоко почитается простым православным народом. О старце Филиппе он много слышал, неоднократно видел на службах, но не общался. Свели их драматические обстоятельства. У владыки Никона к году 1947 собралась хорошая библиотека. Когда он ушел на вечернюю службу, злоумышленники проникли в архиерейский дом и похитили церковные книги и ценные вещи… Вспоминают о нем: Его келейник, схимонах Гавриил, хорошо знавшие старца, посоветовали идти к нему. Владыка отправил келейника, который поведал старцу о случившемся. Помолясь, старец указал место, где спрятаны ценности — старый заброшенный дом (оставшийся еще с войны). Владыка вместе с настоятелем пошли к этому месту пешком и с удивлением обнаружили стоящие у стен мешки с награбленным.
После этого случая владыка стал приглашать старца к себе для общения, присматриваться к нему, и, видя несомненную духовную одаренность, принял решение о его рукоположении. Учитывая преклонный возраст подвижника, это было неординарное решение, ибо по состоянию здоровья он не всегда мог вести службы. Рукоположение состоялось в Свято-Никольском соборе. После Богослужения владыка часто приглашал старца для общения на трапезу. Учитывая возраст старца, Владыка благословил ему служение преимущественно на архиерейской службе. Очень тяжело было даже идти. Служил в старом Николаевском соборе на Красной площади. Храм остался после войны полуразрушенным, но уцелел. Все остальные взорвали, т. к. Ворошилов заявил, что город будет образцовым. Купол был изуродован, колокольня разрушена. Люди его любили. Приходил в основном на архиерейские службы, и в праздники бывал. Настоятелем был отец Евфмий Качан. Служили отец Лев Слепнев. Отец Владимир, отец Иннокентий, протодиакон Макарий. Протодиакон Тимофей. Староста был Иван Степанович Кукурекин. Звонарь – иеромонах Василий. Все они с большим уважением относились к отцу Филиппу. Собор разрушили в 1948 году, после чего перешли в другой храм.
Как утверждает Преосвященный Владимир, старец глубоко почитал своего архипастыря и всегда работал на его авторитет. Подтверждением этому может служить запомнившийся многим эпизод встречи архиепископа Никона, когда диакон Филипп, с кадилом вышедший встречать владыку, громко возгласил: «Зажгите свечи и становитесь на колени. Идет владыка Никон, а с ним – Сам Господь». Люди, привыкшие безоговорочно верить старцу, стали на колени. Поле перехода владыки на Одесскую кафедру, по причине глубокой старости отец Филипп стал бывать на богослужениях гораздо реже, а затем и вовсе перестал выходить из келии. Почил владыка безвременно. В 1955 году его вызвали в Москву для участия в архиерейской хиротонии. Как бы предвидя неладное, старец отправил Марийку в епархию, чтобы та предупредила владыку о возможной опасности: «Скажи Владыке, — передал он, — чтобы не ехал».
Однако к его предостережению не прислушались, не допустив Марийку к архиерею. Вернувшись к старцу, келейница с горечью сказала: «Папаша, нас не чують». По дороге владыка попал в страшную аварию, которую ему, очевидно, подстроили. Его стали давить «Камазами», сбили с дороги. От пережитого стресса ухудшилось состояние здоровья, усилились застаревшие болезни, открылось заболевание крови. Неоднократно посылал он тогда за отцом Филиппом, но старец был уже немощный — ему было 98 лет. Марийка говорила: «Вы нас не послушались, когда меня посылали». Умер владыка Никон в один год с отцом Филиппом и похоронен в Одессе..
Наиболее знаковым событием в жизни старца Филиппа было дивное видение, которого он сподобился в 1905 году. Явления Богородицы этот скромный труженик на ниве Господней сподобился не случайно. Вся его жизнь была примером служения Ее сыну и Богу. Днем Филипп усердно молился, а ночью трудился на заводе сторожем, ревностно выполняя свои обязанности. Однажды, во время строительства пороховых складов, на завод должны были привезти подводы с лесом. Четверо рабочих, сопровождавших этот груз, решили утаить одну из подвод, рассчитывая, что точное количество никто не знает. Когда они подошли к проходной завода, Филипп, пересчитав привезенное, стал спрашивать: «А где еще подвода? Еще одной, четвертой не хватает. Или богаче от этого будете, что беса слушаете? А вы лучше живите-ка правдою, которою жили». Разбойники застыли от изумления. Затем, придя в себя, из опасения, что Филипп разоблачит их, они решили убить его. Но Матерь Божия хранила своего угодника. А готовившиеся совершить злое, стали впоследствии свидетелями чуда.
Дождавшись наступления ночи (а пересменка на заводе происходила в полночь), четыре разбойника бесшумно подкрались к Филиппу, который шел на смену по территории завода. Один из злодеев поднял камень, которым и собирался ударить сторожа по голове. Но в это время полуночное небо озарилось светом неизреченной красоты. Филипп, возведя взор к небу, начал молиться. Злоумышленники, забыв о своих дерзких помыслах, изумленно наблюдали за ним, чувствуя, что происходит нечто необычное.
Ночь с 13 на 14 июня Филипп запомнил на всю жизнь, ибо именно тогда он удостоился видеть Царицу Небесную, «скороидущую в небе, ощущая себя одновременно стоящим и лежащим на земле». Филипп наблюдал Богородицу в возрасте около 40 лет, на голове Её был розово-фиолетовый платок, завязанный в форме шапочки. Впереди, по всему пути следования Божией Матери, Филипп узрел преклоненных дев Небесных, полностью облачённых в белые одежды. Как говорил старец, Божия Матерь быстро прошла путь от Родаково до Миллерово (с Запада на Восток) в сопровождении непорочных дев. По окончании этой части видения зарево осталось, и Филипп молился Божией Матери. Вскоре видит он вновь Царицу Небесную, идущую по облакам теперь в направлении от Краснодона до Старобельска (с Юга на Север). Матерь Божия была в образе славы Царицы Светов — в возрасте 60 лет. Ручки Её были сложены крестообразно, как на иконе Божией Матери «Умиление». За ней на этот раз следовал чин монашеский: сразу за Божией Матерью шел и нес фонарь Марк (Марочка проживал в Луганске и нес на себе тяжкий подвиг юродства, был жив вплоть до 50-х годов нашего столетия. Всегда сидел на паперти собора, взывая ко всем проходившим мимо: «Подайте Марочке копеечку». Других денег, кроме копейки, он ни от кого не брал), все остальные безбородые с покрытыми головами монахи несли копья, словно воинство Небесное. Таким образом, Богородица осенила Луганск Крестным Знамением.
Опасаясь вражьих козней, стал вслух читать молитву Честному Кресту и осенил себя крестным знамением. Каждое произнесенное им слово золотыми буквами отпечатывалось на небе, и вскоре образовалась сияющая фраза «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…» — и до конца. Разбойники видели только сильный свет, но не видели, по жестокосердию своему, Царицу Небесную. Как потом рассказывали эти рабочие, во время сильного сияния небес вдруг перед ними стала появляться, как бы строиться, каменная стена. И в скором времени они уже не могли увидеть неподалеку стоящего Филиппа. Матерь Божия очень быстро воздвигла эту стену, за которой исчез сатана, пытавшийся помешать действу. После этого Филипп принял видение как истинное. Повернувшись в правую сторону, Филипп в третий раз увидел Божию Матерь, идущую по воздуху по направлению к нему. На этот раз Богородица явилась в образе Девы юного возраста (16-17 лет) в белом одеянии с непокрытой головой. Немного не дойдя до Филиппа, Царица Небесная топнула ножкою и из искр появился под Её ногами сияющий бугорок. Взойдя на это светящееся возвышение, Матерь Божия взяла ниспавшее на плечи покрывало и покрыла им голову, а после этого Она, обратившись к Филиппу, промолвила:
«Филипп, волею Сына Моего ты оказался в Луганске, и промысл Божий вел тебя сюда специально на служение Богу и людям. С этого дня благодать и помощь Моя будет пребывать с тобою. А также с этого дня ты будешь помогать людям, молитвами своими будешь изгонять бесов и исцелять людей. Заступничеством Моим ТЕБЯ НИКТО НЕ ТРОНЕТ. А день сей явления моего граду Луганскому помни и учи всех чтить его три дня. О граде же сем скажу, что к концу мiра наречется он Святоград Луганский. Луганску определено быть городом славы Моей, небесным Царьградом. Отсюда прольется свет по всей Земле. Откроются и забьют источники света. И многие люди будут промыслом моим съезжаться сюда со всех уголков Земли в преддверии этих грозных дней, САМИ НЕ ЗНАЯ ЗАЧЕМ. И помощь Моя и благословение пребудут тогда с ними в День Судный».
Затем, Царица Небесная благословила Филиппа, подала ему несколько трав и ушла. Еще некоторое время Филипп стоял, онемевший от страха. Но когда он пришел в себя, то увидел разбойников, лежащих на земле: сиянием огня небесного они были ослеплены и так были наказаны Богом за свои хульные поступки и мысли по отношению к Филиппу. А на вопросы о видении в эту ночь и о причине их слепоты говорили только то, что видели очень яркий свет. Тогда благочестивые люди стали расспрашивать о случившемся у Филиппа, и он, водимый промыслом Божиим, рассказывал жителям города о явлении Божией Матери граду Луганскому и о Его спасительной для города силе. На протяжении всех последующих лет Филипп говорил о том, что явление Божией Матери было не конкретно милостью Царицы Небесной к нему, а милосердием ко всем жителям города. Как вспоминали старожилы, яркое зарево над заводом в ту ночь видели многие.
После этого явления Богородицы Филипп обрел многие дары. Лечил молитвой, обращением к Господу, наставлял на путь истинный, обладая безграничной прозорливостью. Со слов дьякона Филиппа, которому, помимо самого явления Богородицы, также был явлен образ самой иконы, неизвестный иконописец запечатлел это явление Богородицы на иконе, называемой: «Ведение во сне Юго-Западная Трех Личная Божия Матерь»
«Видение во сне. Юго-Западная Трехличная Божия Матерь». Первоначальная зарисовка; фото иконы из кельи старца Филиппа; раскрашенное фото, какие ходили в народе; современная икона
* * *
«Великим объяты трепетом вспоминаше, яко удостоился зрети пречудное явление Матери человечества, явилась образом сего чуда в воспоминание Святая Икона Богородицы Луганской. Да и мы уверовав глаголим:
«Радуйся, удостоившийся явления Пресвятой Богородицы».
(Икос 8 из Акафиста «Явление Пресвятой Богородицы Граду Луганскому и пророку Филиппу».)
* * *
Через всю свою жизнь нес в сердце своем Отец Филипп благодатную память о явлении Божией Матери и всегда 13, 14 и 15 июня (новый стиль) торжественно праздновал это благодатное явление и завещал нам поступать так же, и говорил, что этот праздник приравнивается к Пасхе. В эти дни архипастырь Никон совершал Божественную литургию и крестный ход. Возносилось молебное пение у изображения Луганской Божией Матери в Трёх Лицах, находившейся в келье о.Филиппа.
Потому как о.Филипп предвидел временную утрату изначального изображения явления Богородицы, в 40-х годах была сделана ч/б копия, которую раскрасили анилиновыми красками. И в настоящее время, все изображения большой по размерам и многозначительной по содержанию иконы происходят от той копии.
О. Филипп говорил, что люди не знавшие его, которые будут жить позднее, найдут и прославят эту икону Луганскую, и будет также создана другая икона Богородицы Луганской — написана в 1992 г. иконописцем Псковского Свято-Покровского монастыря архимандритом Зеноном, и находится в кафедральном храме Петра и Павла, где 13 июня проходит праздничное богослужение в честь этого события.
Сегодня в 11:57 am автор Барон Трирский
» Языковой Приказ - 2 (открытая тема)
Сегодня в 12:14 am автор Баронетесса Алекс
» Любимые Святые 3 (открытая тема)
Вчера в 11:42 pm автор Великая Герцогиня Датская
» Этика
Вчера в 11:32 pm автор Баронетесса Алекс
» Обучение и воспитание царских офицеров
Вчера в 9:45 pm автор Великий герцог O.K.
» Богородице Дево, радуйся! - 2 (oткрытая тема)
Сб Май 18, 2024 7:46 pm автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде
» Наш аристократический юмор
Сб Май 18, 2024 1:26 pm автор Сир Севера
» Высший свет. Галерея
Сб Май 18, 2024 7:14 am автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде
» Аристократические, храмовые и прочие архитектурные сооружения. Исторические усадьбы -2 (открытая)
Сб Май 18, 2024 6:55 am автор Кн.Серебряная-Каса-Гранде